Понедельник, 25.09.2017, 21:48 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Рыцари брони

★ Исчезнувшие самолеты

 В одном из наших кинофильмов.о войне есть такой эпизод. Трудная переправа через реку. Вражеская авиация непрестанно бомбит наведенный саперами понтонный мост. Успех наступательной операции во многом зависит от того, насколько быстро сумеем мы перебросить на другой берег солдат, технику, боеприпасы. Здесь, на переправе, особенно строги законы войны. Вот накренился поврежденный бомбой грузовик. В нем мины для прославленных «катюш». И хотя реактивные снаряды нужны фронту позарез, - грузовик с боеприпасами летит в воду. Так приказал подъехавший к переправе командующий. Его суровость оправдана: сейчас все решает время, минуты и даже секунды. Ничто не должно задерживать стремящегося по мосту потока войск. 

 И вдруг взгляд командующего останавливается на старенькой, видавшей виды пушчонке, которую ее расчет пытается втащить на мост. 

 Лицо командующего снова каменеет. 

- Это еще что! - не может скрыть он своего удивления и возмущения. - Откуда такая рухлядь? Ведь они давно сняты с вооружения?! 

 Сержант, командир орудия, подбежав к командующему, докладывает, что расчет тянет пушку от Днепра. Она - ветеран, побывала во многих боях, нанесла немалый урон противнику. За боевые заслуги предназначена стать музейным экспонатом. Прежний ее командир, погибший в последнем бою старшина, приказал расчету доставить пушку в музей... через Берлин. Чтобы пушка стала свидетельницей и участницей нашей полной победы. 

 Стоящие рядом солдаты и офицеры готовы по первому знаку командующего сбросить пушку в воду вслед за грузовиком. Но лицо командующего светлеет. 

- Выполняйте приказ старшины! - говорит он сержанту. 

 И тот, весело повторив слова приказа, убегает к своим товарищам. 

 Может быть, этот эпизод и придуман кинематографистами. Но то, что он правдив, не вызывает сомнения. Немало орудий, танков, самолетов, не говоря уже о стрелковом оружии, прославившихся в боях с фашистскими захватчиками, было заботливо доставлено с фронта в тыл для музейных и выставочных экспозиций. Ибо одно дело прочитать о подвигах знаменитого воздушного аса Бориса Сафонова и совсем другое - воочию увидеть его самолет, на котором в полярном небе было одержано столько побед. 

 И как же бывает обидно, когда оказывается, что в горячке фронтовых дел и даже после войны об оружии порой забывали, не сохраняли его для музеев. 

 В подмосковном городе Монино в 1960 году основан Музей авиации (теперь музей ВВС СССР). Среди натурных экспонатов - чудом уцелевшие со времен гражданской войны триплан «сопвич» и биплан «вуазен», продолговатая матерчатая коробка с несколькими сплошными вертикальными стенками между двух плоскостей. Здесь же первый советский цельнометаллический самолет «АНТ-2», построенный Андреем Николаевичем Туполевым в 1924 году, и первый наш реактивный истребитель «МиГ-9»; крылатое оружие времен Великой Отечественной войны: «Пе-2», «Ту-2», «Ил-10», истребитель «Ла-7», на котором воевал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. 

 А вот штурмовик С. В. Ильюшина - «Ил-2», пожалуй, самый знаменитый самолет второй мировой войны, - отсутствует. В это трудно поверить, но не осталось ни одной такой машины. И не менее знаменитых истребителей «Як-9» и «Ла-5» тоже не сохранилось. Нельзя теперь посмотреть на воздушного разведчика «Р-5», хотя было построено более 7 тысяч машин - целая армада. И бомбардировщиков «СБ» нет, а ведь их тоже было совсем не мало - 6656! 

 Я помню, как сетовали на это устроители постоянной выставки советской боевой техники времен Великой Отечественной войны и трофейной - немецкой, что развернута рядом с круглым зданием диорамы на Сапун-горе. Танки для нее нашли, орудия - тоже. Даже торпедный катер привезли, благо Севастополь - рукой подать. А вот самолетов нет, не сохранились. 

 И это, конечно, не просто обидно. Такие самолеты очень нужны конструкторам, авиаторам, историкам, даже кинематографистам.

 В кинофильмах «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Им покоряется небо», «Свет далекой звезды» снимались подлинные самолеты из монинского музея. Это был тот счастливый случай, когда было что снимать. В других же лентах - их немало - приходилось одним самолетам поручать роли других. Не каждому это было заметно, но человеку сведущему такая подтасовка резала глаз, вызывала недоверие к происходящему на экране. 

 Кроме, так сказать, чисто практической, у этой проблемы есть еще одна сторона, не менее важная. Для неспециалиста история наполняется реальным содержанием чаще всего тогда, когда она овеществляется, становится зримой, осязаемой. И дело здесь не только в том, хотя и это чрезвычайно важно, что мы можем своими глазами увидеть, «как тогда была». Но и в том, что подлинные предметы старины словно бы стирают преграду веков и вызывают наше собственное чувственное представление о том далеком времени. А для процесса познания такое восприятие значит не меньше, чем умозрительное. Стены Суздаля, раскопанные новгородские многослойные бревенчатые мостовые, подлинная ладья викингов, поднятая со дна моря, освобожденные от лавы дома и дворики Помпеи мгновенно придают совершенную реальность всему тому, о чем уже было нами прочитано. 

 Так и оружие. Мы гораздо явственнее ощутим дух эпохи, представим себе героизм русских воинов, когда встретимся в историческом музее с реликвиями Бородинской битвы - с пушками, пистолетами, саблями, ружьями. Ведь других доживших до нашего времени свидетелей нет. 

 И о грандиозных сражениях Великой Отечественной войны, отваге и воинском мастерстве ее участников тоже лучше всего поведает уцелевшее оружие. Его история порой блистательна, иногда необычна и всегда удивительна, Ибо за нею стоят интереснейшие люди - конструкторы, испытатели, воины. 

 Есть оружие, которое удивляет своей долговечностью. Значит, его создатели обогнали время, предвосхитили еще только зарождавшиеся тогда технические идеи. Наверное, капитан Сергей Иванович Мосин, чья винтовка была принята на вооружение русской армии в конце прошлого века, не помышлял о необыкновенной живучести своей «трехлинейки», в течение многих десятилетий оставшейся надежным и современным оружием. В других армиях за это время сменили не одну систему, а винтовка Мосина продолжала верно служить, почти не старея. Она участница русско-японской войны и первой мировой. Была основным оружием пролетариата России в двух революциях и в гражданскую войну. 

 Только сорок лет (!) спустя - в 1930 году провели ее существенную модернизацию. С «трехлинейкой» в руках отбивали наши бойцы атаки врага в трудную пору начала Великой Отечественной войны. Винтовка вышла в почетную отставку не потому, что сама по себе устарела - отжил свое тип такого стрелкового оружия, оно стало автоматическим. 

 Не менее примечательна история самолета «По-2», прослужившего советской авиации свыше тридцати лет. Испытанный знаменитым летчиком Михаилом Михайловичем Громовым «По-2» (тогда он еще назывался «У-2») вошел в строй в 1927 году. Необычайно простой, легкий в управлении, самолет прощал даже грубые ошибки в пилотировании и стал незаменимым для первоначального обучения летчиков. Очень скоро его выдающиеся качества были оценены в народном хозяйстве и использованы для связи, охраны лесов, медицинской помощи, аэрофотосъемки. 

 Пришла война. И случилось уже совершенно неожиданное. Старая машина буквально обрела вторую молодость, став легким ночным бомбардировщиком. Под покровом темноты знаменитый «кукурузник» почти бесшумно пробирался в тыл противника и сыпал на его позиции бомбы. 

 Надо сказать, что оценить по достоинству оружие в мирное время совсем не просто. К мнению конструктора прислушиваются, но с известными оговорками, поскольку он всегда лицо сугубо заинтересованное, пристрастное. Испытания, учения, сравнения с уже имеющимися конструкциями тоже не всегда могут дать полное представление об эффективности нового образца в боевых условиях. Для этого подчас нужно преодолеть устоявшиеся мнения, даже предрассудки. Ведь неизвестная до того боевая техника неминуемо изменяет тактику боя. А это самое сложное - постичь такое дано не каждому и не сразу. 

 С трудом принимали на вооружение совершенно необычный, неведомый до того тип самолета - штурмовик «Ил-2» конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Летные испытания он проходил еще в 1939 году, но встретил более чем прохладное отношение: недостаточна, мол, броня, мала скорость и вообще неизвестно, что он будет делать над полем боя. 

 Во время войны первые же бои показали, что у пехотинцев, танкистов, артиллеристов в небе нет более могучего и надежного союзника, чем ильюшинский штурмовик. А противник панически боялся появления - почти всегда на бреющем полете - этого летающего танка. 

 И посыпались с передовой просьбы, требования: «Срочно дайте как можно больше ильюшинских штурмовиков!» Если в первой половине 1941 года было выпущено 249 самолетов «Ил-2», то во второй - уже 1293. Всего за время войны фронт получил свыше 35000 штурмовиков! Больше, чем каких-либо других самолетов. 

 Если такое отношение встречали самолеты - оружие, всегда привлекавшее всеобщее внимание, то что же тогда говорить об артиллерии... Особенно после появления ракет.




Категория: Рыцари брони | Добавил: 13.03.2015
Просмотров: 906 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2017