Пятница, 19.04.2024, 12:10 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Рыцари брони

★ Танки

 Во все времена вслед за усовершенствованием наступательного оружия непременно следовал черед модернизации, изменения защитного вооружения. Щиты, шлемы, кольчуги, рыцарские доспехи, панцири, кирасы неплохо предохраняли от стрел и копий, мечей и сабель. Но вот появилось огнестрельное оружие. Пуля победила в споре с панцирем. Многие хитрости, такие, например, как конский хвост на металлической каске кирасира, защищавший шею от сабельного удара, казались теперь наивными, даже смешными. Лавина пуль, тучи снарядов обрушились на пехоту. Все традиционные способы защиты сразу же стали бесполезными. Войскам ничего не оставалось, как зарыться в окопы, опутать позиции рядами колючей проволоки. Война изменила свой характер, превратившись в малоподвижную, затяжную, позиционную. 

 Войскам же для решительных действий требуется подвижность, оперативный простор. Что значит для армии возможность такого быстрого маневра, проиллюстрирую одним только примером. В начале первой мировой войны Париж оказался под угрозой вторжения противника. Однако немцы так и не взяли столицы Франции. По многим причинам. Нас в данном случае интересует одна. О ней тогда говорили: «Париж спасли шоферы такси». В самый критический момент французское командование посадило на автомашины и перебросило из столицы на фланг наступающему противнику части своей армии. Враг вынужден был остановиться. 

 Через несколько десятилетий всего только сто часов понадобилось советским воинам, чтобы, преодолев огромные пространства морозных донских степей, замкнуть кольцо вокруг фашистских армий под Сталинградом. На острие этих стальных «клещей» находились танковые соединения - главная ударная сила Советской Армии. Начало им было положено в далекие годы гражданской войны, 

 Первыми нашими танками стали захваченные в годы гражданской войны у белогвардейцев английские и французские бронированные машины. Сохранились воспоминания начальника артиллерийского дивизиона Л. А. Говорова, впоследствии Маршала Советского Союза, о первой встрече с танками на Южном фронте. 

 «Помню, было раннее осеннее утро. Мои батареи стояли за хутором Терны, притаившись в садах. Я был на своем наблюдательном пункте - на высокой водокачке хутора. 

 И вот неожиданно в предрассветной мгле мы увидели ползущие танки, их была целая эскадра - семь чудовищ. Весь огонь пришлось перенести на них. На моем участке их было два. Пользуясь мглой, одному из них удалось порвать проволоку и перелезть через окопы, но здесь он нарвался на батарею и, будучи поврежден ее огнем, повернул и начал уходить, но второй меткий снаряд повредил его. Видно было, как высыпала команда и принялась за исправление, но следующая очередь шрапнелей расшвыряла их по сторонам. 

 Второй не успел дойти до окопов. Метким снарядом был взорван его бензиновый бак. Танк, объятый пламенем, остановился. 

 Бой утихал, но, как бы в отместку за гибель своих танков, семь стальных неприятельских птиц зашумели в небе и начали разбрасывать бомбы на батареи и обстреливать их из пулеметов. 

 Долго потом не могли мы восстановить телефонную связь - бомбы в клочья изорвали все провода. Телефонисты ворчали, натягивая новый провод. С трудом приволокли мы подбитые танки. Один из них с крупной надписью «За Русь сытую» был исправлен и назван «Москвич-пролетарий». 

 Тогда же, только в боях под Одессой, красноармейцы захватили французский легкий танк «рено». На его бортах было по-русски выведено «Кремль». Оказалось, что этому танку интервенты прочили первым войти в Красную Москву, в Кремль. Бойцы решили не лишать машину предназначавшейся ей судьбы. Танк и в самом деле попал в Москву, но только уже как подарок Ленину от воинов-фронтовиков. 

 Владимир Ильич осмотрел боевой трофей и поблагодарил бойцов телеграммой. А танк поехал дальше, в Сормово. Ленин, партия поручили Сормовскому заводу начать строить собственные советские танки. 

 На просторах России, где рабоче-крестьянские полки вели жестокие бои с белогвардейцами и интервентами, основным оружием все еще оставались винтовка, пулемет, пушка. 

 В 1918 году на совещании с военными специалистами В. И. Ленин говорил, что нам нужна регулярная армия с богатой техникой, а не только с одними ружьями и гранатами, нам нужны саперные и инженерные войска, мы обязаны готовить летчиков, подумать о танках, броневиках, бронепоездах. 

 Вскоре были сделаны первые шаги по выполнению ленинского плана. Осенью 1919 года Совет Военной промышленности объявил открытый конкурс на создание боевых машин. 

 Это может показаться невероятным - ведь военные секреты всегда и везде оберегаются особенно тщательно. Но нужда в машинах была столь велика, а количество оставшихся специалистов столь мало, что революционное правительство сознательно пошло на такой рискованный и даже дерзкий шаг. 

 Некоторые проекты, поступившие на конкурс, заслуживали внимания. Однако своими силами создать сложные технические системы в обстановке разрухи после двух опустошительных войн молодая республика не могла. И естественно, что на первых порах пришлось копировать лучшие образцы зарубежных танков. Выбор пал на «рено», тот самый французский танк, который Ленин велел отправить в Сормово. 

 Выбор этот не был случаен. «Рено» выгодно отличался от своих собратьев. То были неповоротливые машины трехметровой высоты и весом более тридцати тонн. Двигались эти махины так медленно, что отставали от пехоты. Пулеметы и пушки размещались по бортам, отчего угол обстрела был небольшим, а размеры машины увеличивались. 

 Французы генерал Этьенн и конструктор Луи Рено пошли по другому пути. Они предложили проект быстроходной подвижной машины, очень удачно разработав важнейшие устройства и скомпоновав их. Пулемет или пушку поместили сверху во вращающейся да еще литой башне. Это резко увеличило маневренность огня, надежно защитило стрелка. Мотор занял место в задней части корпуса. Броневые плиты поставили наклонно, что тоже оказалось перспективной новинкой. Французы сделали передние колеса своей машины большего диаметра, чем задние, и приподняли их над грунтом, - так повысилась проходимость. Кроме того, они связали опорные катки, которыми корпус опирается на гусеницу, а через нее на грунт, рычагами (балансирами). Это дало возможность равномерно распределить вес машины вдоль гусениц и уменьшить колебания корпуса. 

 Танк получился по тем временам первоклассным. Пожалуй, он более других походил на современные машины. Недаром пятнадцать лет «рено» состоял на вооружении многих армий мира. 

 Сормовичи внесли усовершенствование во французскую конструкцию. Впервые в мире наш танк имел смешанное пулеметно-пушечное вооружение. Да и скорость его была большей, чем у прародителя. 

 Работа над танком давалась нелегко. У захваченного «рено» недоставало ряда узлов, деталей. 

 «С первых же недель работы, - вспоминает мастер И. И. Волков,- затруднений было множество. Вот, допустим, надо насадить на валик шестерню. Нехитрое вроде дело. Но возникал вопрос: а допуск какой? Допуски больше всего беспокоили нас. Тут никто не мог сказать точно: делайте вот так. До всего мы доходили сами, все познавали на собственном опыте». 

 Первый танк испытывался на булыжном шоссе между пригородом Горького Канавином и поселком Копосово. «Есть у нас в Копосове, - рассказывает старый сормовский рабочий С. Я. Ястребов, - песчаная гора Голета. Многие сомневались: не взберется машина на эту гору. У подножия собралась в первый раз целая толпа. Стояли, спорили, ждали, что же будет. И, признаюсь, минутами казалось: не подняться танку на гору. Гудел мотор, машина поднималась немного и сползала вниз. Но все же танк одолел это трудное препятствие. Неподалеку от горы Голеты протянулось Белое болото. Так и этот участок танк прошел, не увязнул в грязи». 

 Совет Военной промышленности докладывал:

 Секретно. Москва, 1 декабря 1920 г. 
 Председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Ленину. 
 Совет Военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)

 Последний из пятнадцати танков поступил на армейскую службу в марте 1921 года. Все машины имели названия: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Пролетарий», «Победа», «Буря», «Илья Муромец»... Сормовские танки участвовали в боях на Южном, Кавказском и Польском фронтах. 

 Только выполнив первый пятилетний план, создав по предначертаниям партии автомобильную и тракторную промышленность, Советский Союз смог начать проектирование и производство собственных оригинальных конструкций. Но прежде чем рассказать об этом, я хочу поближе познакомить вас с танком, одной из самых замечательных боевых машин.




Категория: Рыцари брони | Добавил: 13.03.2015
Просмотров: 1757 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2024