Понедельник, 25.09.2017, 21:45 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Рыцари брони

★ Грозная цистерна

 Я не танкист, но когда вижу вздыбившуюся на пьедестале «тридцатьчетверку» - таких памятников много от берегов Волги до Берлина, на всем боевом пути Советской Армии в минувшую войну, - восторг охватывает меня. Как удивительно красива может быть машина, если в ней все подчинено единой цели: только вперед! И уже представляешь себе, как мелькают траки гусениц... Вот сокрушают они непроходимые сугробы завьюженных донских степей, вот выбиваются из-под них клубы пыли жарких орловско-курских полей, вот чавкает коварная топь белорусских болот, а вот уже искры высекают они из брусчатки немецких автобанов... 

 Танки! «Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход...» И поведут их дружные экипажи, молодые ребята в серых гимнастерках. 

 На войне нет легких профессий. И все-таки танкистов я бы выделил, назвав их службу яростной работой. 

 Надо самому посидеть в танке, а еще лучше проехать в нем хотя бы немного, чтобы почувствовать справедливость этого определения. 

 ...Наш автомобиль быстро катил по гладкой дороге, пока впереди не мелькнул странный дорожный знак. Под обычным предупреждением об опасности висела табличка: "ВНИМАНИЕ, ТАНКИ!"

 И сразу кончилась ровная дорога. И вообще всякая дорога. Пошло такое, что, казалось бы, невозможно собрать в одном месте. Рвы и глубокие воронки, неожиданные подъемы и столь же крутые спуски, извилистая речушка с узкими, без перил мостами, многочисленные озера и островки лесной чащобы. И всюду деловито фырчащие, упорно преодолевающие препятствие за препятствием танки. Ибо все эти естественные и искусственные преграды, собранные воедино, называются танкодромом. Здесь танкистов обучают искусству вождения боевых машин. 

 ...Сквозь узкие люки протискиваемся внутрь корпуса. Темно, тесно. Только вверху кружок голубого неба. Но захлопывается тяжелая крышка, и небо исчезает. Сажусь на место механика-водителя. Звучит команда: двигаться. Левой ногой отпускаю педаль сцепления, правой прибавляю газ. Потом снова отжимаю сцепление, переключаю скорость. Все как в автомобиле. Только вместо привычной баранки руля - рычаги. В перископ наблюдаю за дорогой. На небольшой скорости по сравнительно ровному месту машина идет довольно плавно, чуть покачиваясь на ходу. С разрешения командира я пытаюсь поворачивать. 

- Вправо! - слышится у меня в шлемофоне. 

 Тяну на себя правый рычаг, и танк поворачивает вправо. 

 Прошло совсем немного времени, а я так устал, будто сутки провел за рулем автомашины. Ноет поясница, руки налились усталостью, на лбу выступила испарина... Да, внешняя простота тут обманчива. Чтобы водить танки, нужно быть не только технически хорошо подготовленным специалистом, но и выносливым, тренированным спортсменом. 

 Работа в танке, обслуживание его требуют немалой силы, ловкости, точности движений. Так, например, для того, чтобы поднять радиатор или броневые листы, прикрывающие трансмиссию, необходимо преодолеть сопротивление 85 - 120 кг. Аккумуляторы, дополнительные баки с топливом, устанавливаемые на танке, весят 70 - 100 кг, При ремонте машины приходится поднимать тяжелые детали. Причем заниматься этим в тесном корпусе нередко могут одновременно только два человека. 

 ...Останавливаемся. Мое, а точнее, свое место занимает водитель. Танк резко бросается вперед. Словно бы и не было лесной тишины, твердой почвы под ногами. Нас швыряет из стороны в сторону, все скрежещет, лязгает. А ведь экипаж должен на заданной скорости вести машину по строго определенному маршруту, с ходу преодолевать разнообразные и сложные препятствия, поддерживать радиосвязь с командиром, вести наблюдение за противником, быть готовым вступить в бой и первым же выстрелом поразить цель... 

 Танк - сложная, но и совершенная, надежная машина. В ней гармонично сочетаются мощь оружия, надежность броневой защиты и высокая подвижность. В таком триединстве сила танка. 

 Подвижность танка зависит от силовой установки, сердца машины. На современных танках устанавливают двигатели внутреннего сгорания. Раньше применяли автомобильные и авиационные. Но мощность автомобильного мотора слишком мала для нынешнего среднего и тяжелого танка - приходится соединять несколько моторов в один силовой агрегат. Сильные авиационные двигатели - дороги, безжалостно расходуют горючее, легко загораются. Поэтому созданы специальные танковые дизели. Они экономичнее, работают на грубом дизельном топливе, которое к тому же безопаснее бензина. Проектирование танкового дизеля началось у нас в самом конце 1932 года, а весной 1938 года он уже испытывался на танке. 

 Сейчас на смену традиционному дизелю приходит двигатель многотопливный. После несложной регулировки он способен работать на любом топливе или даже смеси топлив. Это значительно упрощает снабжение танков горючим - сложную проблему боевого использования машины. Ведь неповрежденный танк может активно воевать ровно столько времени, сколько проработает его двигатель. Или, говоря иначе, пройти такое расстояние, на какое ему хватит горючего без перезаправки. Это и есть запас хода танка, важный боевой показатель. При движении по шоссе он составляет примерно 500 - 600 километров, при движении вне дорог - раза в два меньше. 

 Чем больше запас хода машины, тем больше радиус ее действия. Это качество приобретает особое значение, когда танки отрываются от баз снабжения: совершают рейд по тылам противника или развивают глубокий прорыв. 

 На смену дизелю идут газовая турбина и роторно-поршневые двигатели. Газовая турбина проще по конструкции, вдвое компактнее и почти в семь раз легче дизелей той же мощности, неприхотлива в эксплуатации. Есть у нее и порок, весьма существенный, - низкая экономичность. Роторно-поршневые двигатели должны соединить экономичность дизелей с легкостью и компактностью газовых турбин. 

 Но это дело будущего. А пока дизели служат надежно и безотказно. 

 Гусеницам танк обязан высокой проходимостью. Ему все нипочем: болотная хлябь и пушистый снег, рыхлая пашня и зыбкая отмель, 

 А как танк поворачивается? Для этого нужно заставить гусеницы вращаться с разными скоростями. Та, которая движется быстрее, называется забегающей, медленнее - отстающей. Танк всегда поворачивается в сторону отстающей гусеницы.

 Замкнутая цепь гусеницы состоит из отдельных звеньев, траков, соединяемых друг с другом плоскими шарнирами. Гусеницы быстро изнашиваются, их приходится часто менять. Чтобы продлить срок службы, на легкие танки пробовали ставить бесшарнирные резино-металлические и пневматические (надувные) гусеницы. Но они себя не оправдали. 

 Теперь взоры конструкторов обращены к машине на воздушной подушке. Слов нет, заманчиво сделать танк действительно вездеходом, но здесь еще предстоит решить множество сложнейших технических проблем. И одна из них - слишком мощная силовая установка для создания и поддержания воздушной подушки, характеристики которой пока неприемлемы для танка. 

 Однако мысль о воздушной подушке не оставляет конструкторов еще и потому, что она сразу бы придала танку так недостающую ему плавность хода. Ведь при движении по бездорожью корпус танка на каждом километре пути испытывает до ста толчков, ударов, вызванных неровностью почвы. Такая тряска чревата немалыми бедами. Быстро устает экипаж, ибо управлять машиной в таких условиях чрезвычайно трудно, преждевременно выходит из строя оборудование, приходится снижать скорость. А это в бою крайне нежелательно. 

 Борьба с тряской - давняя задача, над которой конструкторы бьются с момента создания первых машин. У английских танков времен империалистической войны оси катков были намертво прикреплены к корпусу машины. Такую подвеску называют жесткой. При ней все толчки и удары, которые испытывают катки, передаются корпусу. Чем выше скорость, тем сильнее удар. 

 Очень скоро в подвеске стали применять амортизаторы, гасящие значительную часть колебаний. Традиционные листовые, пружинные, стержневые (торсионные) и резиновые и последнее время намерены заменить более совершенными - гидравлическими и гидропневматическими. Вот как будет действовать такая амортизация. Локаторные датчики рельефа, расположенные в передней части корпуса, посылают сигналы о неровностях местности в вычислительное устройство. Это устройство мгновенно принимает решение, какой из катков и когда должен быть поднят или опущен, чтобы тут же привести в действие нужные механизмы и как бы «вписать» опорные катки в сложный рельеф. 

 Любопытный проект предложили зарубежные конструкторы, обращающиеся к биодигматике (по-гречески «био» - «жизнь», «дигма» - «образец»), то есть к закономерностям строения и принципам движения, присущим живой природе. Помните колесную боевую машину Лебеденко, застрявшую в лесу на испытаниях? Так вот, идея колесного танка, машины с катками, опять в чести. Правда, действовать она будет несколько по-иному, заимствуя характер движения садовой гусеницы. У такого танка четыре катка большого диаметра, каждый из которых оснащен собственной силовой установкой и топливной системой. Корпуса в обычном понимании у него нет. Есть шасси - две балки, на концах которых две пары катков. Посредине - платформа поворотной башни с вооружением. Балки крепятся к платформе на шарнирах. Танк может идти как обычная колесная машина, а может совершать новое движение - ползающее, заимствованное у гусеницы. Для этого водителю следует затормозить передние катки, не выключая задние. Тем самым балки, «переламываясь» в шарнирах, начнут «складываться» и поднимать башню вверх. Произведя действия в обратной последовательности, башню опускают. Эффект такого движения в том, что, подойдя к препятствию, танк сможет неожиданно выставить башню, произвести выстрел и снова укрыть ее за препятствием. 

 Если бы не броневой корпус и вооружение, танк был бы не танком, а просто машиной повышенной проходимости - чем-то средним между автомобилем и трактором. Именно броня, по замыслу первых создателей танков, придавала им неуязвимость, защищала экипажи на поле боя. Для этого с самого начала корпус, в котором помещаются экипаж и механизмы, проектировали и строили в виде жесткой коробки («танк» по-английски - «цистерна», «бак». Отсюда танкер - корабль с цистернами, танками), состоящий из броневых листов или отливок, сваренных или склепанных вместе. Большое значение при этом имело качество брони, ее толщина, размещение, наклон листов, способы их соединения. 

 Но неуязвимость танка зависит не от одной, а от многих составляющих. О таких, как скорость и маневренность, мы уже говорили. Остаются форма и размеры, вооружение - его эффективность в борьбе с противотанковыми средствами. 

 Совершенно плоской машины не построишь. Это понятно. Но какие же обстоятельства диктуют выбор высоты машины? Их немало. Почти неизменным остается клиренс (просвет между днищем и землей), так как от него зависит проходимость танка. Высоту обязательно увязывают, соотносят с шириной и длиной танка. Машина не должна быть слишком широкой, чтобы при перевозке поместиться на железнодорожной платформе, и слишком длинной - в противном случае ухудшается ее маневренность. Заманчиво, естественно, вооружить танк многочисленными пушками и пулеметами с большим сектором обстрела. И обслуживать их легче. Но тогда появляется сразу несколько башен, и уже ни о каком укрытии за складками местности не может быть речи. Есть и другие крайности. Некоторые конструкторы вообще отказались от башни и укрепили пушку в лобовой части корпуса. Пушку наводят на цель всем корпусом, изменяя его положение в пространстве с помощью гидравлической подвески. Другие - сводят башню к минимуму, превращая ее в бронированный кожух, закрывающий лишь казенную часть выступающей над корпусом пушки.

 Большинство военных авторитетов сходится на том, что высота современного танка не должна превышать двух метров. Из этого исходят при компоновке всех узлов и агрегатов машины. Обычно в каждом конструкторском коллективе есть особый любитель таких головоломок. Знаете, совсем как в семье. Припомните, как вы собираетесь все вместе летом на дачу. Возьметесь за чемодан, укладываете в нем вещи и так и этак - ничего не получается, что-то не влезает, хоть плачь. А кто-нибудь из ваших близких только окинет взглядом разложенные в беспорядке вещи и уже знает, что надо положить на дно, что по бокам, что сверху. Проходят считанные минуты, и чемодан уложен, все поместилось. 

 Танк не чемодан, и принципы компоновки здесь совершенно другие. Нужно не только все разместить, но разместить еще наилучшим образом, наиболее целесообразно. О неимоверной трудности такой работы свидетельствует хотя бы тот факт, что американские конструкторы, отчаявшись сохранить заданную высоту, решили растянуть машину - разделить ее на две сочлененные секции. Высоту-то они сохранили, зато резко увеличилась длина, а следовательно, ухудшились многие качества машины.

 И наконец, вооружение. От пулеметов через смешанное пушечно-пулеметное вооружение - к ракетам. Пока, однако, предпочтение отдается пушке. Танк прежде всего должен поразить танк противника с первого выстрела и на предельной дистанции, не превышающей, как правило, двух километров. В этих условиях самое эффективное оружие пушка, достаточно мощная, скорострельная, снабженная надежными системами прицеливания и стабилизации. Это значит, что как бы ни мчался танк, как бы его при этом ни трясло и ни подбрасывало, ствол пушки, наведенный на цель, автоматически стабилизируется, то есть перемещается по отношению к корпусу танка, но зато всегда остается направленным точно в цель. 

 За сравнительно короткий срок танки достигли высокой степени совершенства, вобрав в себя многие новейшие научно-технические достижения. Но, пожалуй, ничто так не подстегивало конструкторов, как боевой опыт, столь же стремительное развитие противотанкового оружия.




Категория: Рыцари брони | Добавил: 13.03.2015
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2017