Четверг, 28.03.2024, 21:58 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Рыцари брони

★ Перед войной

 Красная Армия всем своим боевым опытом была подготовлена к появлению в ней бронетанковых войск. Стремительные и лихие атаки нашей конницы на фронтах гражданской войны придавали военным действиям ярко выраженный маневренный характер. Основываясь на сражениях гражданской войны, наши военные теоретики стали разрабатывать глубокие наступательные операции (их сущность в одновременном подавлении обороны противника на всю глубину с последующим ее прорывом и развитием успеха в высоких темпах) с применением танков и авиации. 

 Видный полководец гражданской войны Маршал Советского Союза М. Н, Тухачевский в 1935 году в статье «Боевое искусство» писал; «Когда, за последние годы, армия стала получать от нашей промышленности в массах новые самолеты, танки, артиллерию и прочие боевые средства, то темпы развития боя и общей маневренности войск значительно возросли. То, на что раньше войскам требовались часы времени на подготовку и осуществление, то стало теперь осуществимо в десятки минут. И чем больше наши бойцы овладели и овладевают техникой, тем больше и больше они находят еще неиспользованных резервов для усиления боевого удара, для повышения его внезапности и стремительности... 

 Ударная сила по-новому оснащенных войск значительно выросла. Темпы наступления точно так же выросли очень сильно. Общая оперативная и тактическая маневренность войск позволяет осуществлять значительно более смелые группировки. Все это говорит о том, что современный бой своим результатом должен иметь не только разгром, не только отпихивание войск противника, но их уничтожение, то есть пленение. Осуществление таких задач, в условиях быстро развивающегося боя, является делом очень сложным и трудным, и управление таким боем должно отвечать условиям высокого военного искусства». 

 ...Военные теоретики определили основные принципы использования танков в бою. Были развернуты крупные соединения, превращавшие бронетанковые войска в главную ударную силу армии. Быстрыми темпами велась подготовка командиров и технических специалистов. 

 Остановка была за оружием. Каким быть танку? На этот вопрос ответа ждали от военных, конструкторов и производственников. Военным вести танки в бой. Им первое слово. Они определяют тип будущей машины, ее характер. Будет ли это тихоходный, сильно бронированный танк непосредственной поддержки пехоты или быстроходная, но значительно слабее бронированная крейсерская машина дальнего действия? Это решать военным. 

 Конструкторы получают от них тактико-техническое задание на проектирование машины. В нем определены вооружение, бронирование, вес, подвижность, проходимость, поворотливость, неприхотливость, надежность, пригодность для ремонта... Словом, всего и не перечислишь. Танк, как мы уже убедились, машина сложная. Идеально иметь в наличии совершенные «строительные кубики» - главнейшие агрегаты, - из которых сообразно тактико-техническому заданию и «собирать», компоновать машину. 

 Вот тут в дело вступают производственники. Они знают наличие и совершенство этих самых «строительных кубиков», возможности отечественной промышленности, достигнутый ею «потолок». Они вместе с военными постоянно требуют от конструкторов максимально возможной простоты конструкции, что намного облегчает изготовление и эксплуатацию, повышает надежность, боеспособность машин. 

 Мы уже говорили о заветном для танковых конструкторов триединстве - идеальном соотношении мощности оружия, скорости и толщи брони. Почти все поиски - а они велись много лет - были в основном посвящены решению именно этой основной задачи.

 Нелегко выбрать наилучший, оптимальный вариант даже во время боевых действий, когда конструкции противостоящих сторон уже известны со всеми их достоинствами и недостатками. Несравненно труднее принять такое решение за чертежной доской, в тиши конструкторских бюро, в мирное время. Приходится рассчитывать все возможные варианты за себя и за противника «на много ходов вперед», чтобы упредить его, предвосхитить неизбежные удары, попытаться их парировать. 

 В конце 20-х - начале 30-х годов на полигонах часто сменяли друг друга машины, разительно отличавшиеся внешним видом и устройством. Создавая многочисленные образцы танков всевозможных типов, характеристик и назначений, их конструкторы в ходе экспериментов, всесторонней проверки машин нащупывали наилучшие решения. Так накапливался драгоценный опыт, зрела конструкторская мысль, создавалась отечественная школа танкостроения. 

 В 1927 году на вооружение Красной Армии поступил малый танк сопровождения пехоты - «МС-1». Для своего времени это была довольно совершенная машина. Мощность ее силовой установки составляла 40 л. с., Вооружение - полуавтоматическая 37-миллиметровая пушка и пулемет во вращающейся башне. Толщина брони корпуса - 16 мм, максимальная скорость - 17 км в час. Экипаж - два человека. 

 Поздней осенью 1929 года части Особой Краснознаменной Дальневосточной армии окружили неподалеку от станции Маньчжурия группировку белокитайцев, развязавших вооруженный конфликт на КВЖД - железнодорожной линии, принадлежавшей Советскому Союзу и обслуживавшейся нашими железнодорожниками. Трудная задача стояла перед советскими войсками: преодолеть сопротивление вдвое больших сил противника, укрывшегося за несколькими хорошо укрепленными линиями обороны. И если она была блестяще выполнена, то существенную роль здесь сыграли девять танков «МС-1». Прикрыв бойцов от обстрела, они помогли им прорваться в глубь обороны белокитайцев. 

 Всего до конца 1931 года, когда эти танки были сняты с производства, наша промышленность выпустила более 900 малых танков сопровождения пехоты. 

 Отечественное танкостроение, опираясь на крепнущую индустрию, набирало все более стремительные темпы. С 1931 по 1933 год на вооружение нашей армии поступают танкетка «Т-27» и танки: легкий «Т-26», быстроходный легкий колесно-гусеничный «БТ», средний «Т-28», тяжелый «Т-35». Таким образом, вместо одного типа танка «МС-1» на вооружении армии к 1933 году было уже пять разных типов танков весом от 2,8 до 50 тонн. Максимальная скорость машин возросла с 17 до 53 км в час, толщина брони увеличилась в полтора раза, калибр пушек был доведен до 76 мм, возросло число пулеметов на средних и тяжелых танках. Резко увеличилась мощность двигателей - с 40 до 500 л. с. 

 В истории танкостроения было несколько «повальных увлечений». Одно из первых по времени - «танкеткомания». Французские конструкторы намеревались прикрыть чуть ли не каждого пехотинца своеобразным броневым панцирем - танкеткой. Они мечтали о «роях бронированных застрельщиков». Мысли о «броневом коне» будущей войны разделяли англичане. Они построили танкетку «карден-ллойд». Знакомясь со всеми новинками мирового танкостроения, мы в конце 1929 года купили у англичан шеститонный танк «виккерс» и танкетку «карден-ллойд», а у американцев - колесно-гусеничный танк «кристи». 

 Освоение образцов не заняло слишком много времени, и в начале 1931 года - переломного года в оснащении наших бронетанковых сил техникой - в Красную Армию стали поступать танкетки «Т-27». Новинка не была простой копией английского прототипа. От «карден-ллойда» ее отличал свой «газовский» мотор, большие габариты корпуса и утолщенная броня. В машине подкупала миниатюрность, позволявшая перебрасывать ее в район учений на самолетах, применять в лесу - местности, недоступной для других танков. 

 Осенью 1935 года на учениях Красной Армии авиация впервые произвела транспортировку танкеток. Неплохо действовали они в песках Каракумов при ликвидации последних банд басмачей. Танкетки сопровождали конницу и использовались как штабные машины. 

 И все-таки недостатков у танкеток оказалось больше, чем достоинств. Танкисты жаловались на тесноту и уязвимость - высота машины была меньше полутора метров, а броня защищала только от обычных, небронебойных пуль. Войны между Боливией и Парагваем, между Италией и Абиссинией подтвердили: танкетка как средство защиты и механизации пехоты себя не оправдала. 

 И все-таки танкетка оставила свой след в танкостроении. Она послужила основой развития многочисленного семейства малых танков, в том числе плавающих, амфибий. 

 В 1931 году на ноябрьском параде на Красной площади впервые участвовали новые легкие танки «Т-26». При их конструировании за основу был взят английский танк «виккерс», кстати, так и не принятый на вооружение в самой Англии. У нашей машины были лишь несколько изменены формы передней части корпуса и очертания двух пулеметных башен. 

 «Т-26» занял заметное место в развитии советского танкостроения. Оставаясь в течение почти десятилетия - вплоть до конца 30-х годов - одним из основных танков Красной Армии, «Т-26» не знал соперников по числу модификаций. На нем впервые установили короткоствольное орудие калибром 76,2 мм. На его базе создавались разные образцы самоходных установок, строились огнеметные танки, танки-мостоукладчики и танки-тральщики. «Т-26» плавал с надувными поплавками и ходил по дну реки с трубой, через которую «дышал» двигатель. Словом, «Т-26» сыграл роль своеобразной подвижной лаборатории, на нем опробовались многие идеи и конструктивные решения, получившие впоследствии самостоятельную жизнь и ставшие общепризнанными. 

 Как и английский прототип, «Т-26» вначале имел две независимо вращающиеся башни с пулеметами. Такое размещение вооружения, по мысли англичан, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого борта. Но вскоре выяснилось, что башни мешают друг другу - сосредоточить огонь на одном борту невозможно. Тогда советские конструкторы вернулись к классической схеме - одной башне, на которой устанавливали 45-миллиметровую пушку. 

 На - «Т-26» установили коротковолновую радиостанцию, позволявшую поддерживать связь на расстоянии до 15 километров. Позже появилось и внутрипереговорное устройство. 

 В Испании, действуя в составе республиканских войск, танки «Т-26», как правило, выходили победителями в единоборстве с немецкими и итальянскими машинами, поступавшими к фашистским мятежникам. Но обнаружился и недостаток «Т-26» - слабоватая броня. Сделать ее толще не позволяло шасси, рассчитанное на определенный вес. Тогда пошли по другому пути, оказавшемуся очень перспективным. Изменили угол наклона бронелиста, чтобы снаряд рикошетировал от наклонной поверхности. С этой целью в 1937 году цилиндрические - башни на «Т-26» заменили коническими. Наклонные листы появились и на подбашенной коробке. 

 Довоенную славу с «Т-26» по праву делят «БТ», колесно-гусеничные танки, объединившие в себе стремительность, большую дальность пробега по шоссе автомобиля и проходимость гусеничной машины. Индивидуальная подвеска и опорные катки большого диаметра вместе с двигателем в 400 л. с. придавали машине невиданную скорость: 52 км в час на гусеницах, 72 - на колесах. Весил танк серии «БТ» от 11 до 14 тонн, управлял им экипаж из трех человек. 

 Самым известным из семейства быстроходных стал «БТ-7». Вооружение его состояло из 45-миллиметровой пушки и двух пулеметов. Он отличился в боях с японскими захватчиками у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Поединки с японскими легкими танками заканчивались в пользу «БТ». 

 Весной 1938 года произошло событие, решительно улучшившее возможности отечественного танкостроения. Вместо дорогих, неэкономичных и огнеопасных авиационных двигателей на «БТ-5» установили и испытали специальный танковый дизельный мотор «В-2». В дальнейшем установка дизеля на серийном танке «БТ» дала увеличение скорости до 62 км в час на гусеницах и до 86 - на колесах, запас хода увеличился соответственно до 600 и 700 км, а вес до 14,6 тонны. 

 Из других новинок, впервые появившихся на «БТ», следует особо отметить стабилизированный прицел. Теперь танк получил возможность вести успешную борьбу с любым противником, стреляя и с места и с ходу. 

 И еще. «БТ» был не только самым быстрым, но и воистину неугомонным танком. На учениях эти стремительные машины лихо преодолевали сложные препятствия и даже перепрыгивали через них. Но это не было трюкачеством. Так проверялась прочность корпуса, различных узлов и агрегатов. Испытания наглядно доказали преимущества сварки перед клепкой, и корпуса серийных «Т-26» стали сварными. 

 «БТ» и «Т-26» составляли основу танкового парка Красной Армии вплоть до 1941 года и приняли участие в боях Великой Отечественной войны. 

 В 30-е годы отчетливо вырисовываются два главных направления в развитии танков: усиление огневой мощи за счет установки нескольких орудийных башен и попытки оснастить машину пушкой большого калибра. Многобашенными были в основном «сухопутные дредноуты» - танки прорыва, непосредственной поддержки пехоты. Первым таким средним советским танком стал «Т-28», сконструированный в 1933 году. При весе в 28 тонн он развивал довольно высокую скорость - 37 км в час, обладал хорошей проходимостью. Вооружение составляли короткоствольная 76,2-миллиметровая пушка и четыре пулемета - два в главной и два в пулеметных башнях. Лобовая броня была 30 мм, в остальных частях - 20. 

 «Т-28» успешно участвовал в боях с белофиннами на Карельском перешейке. Но пришлось усиливать броневую защиту - навешивать на корпус и башню дополнительные стальные листы. Многобашенная махина угрожающе росла в весе, становилась неповоротливой. 

 Еще более внушительно выглядел тяжелый танк «Т-35». При весе в 50 тонн он располагал целым арсеналом оружия: одной 76-миллиметровой и двумя 45-миллиметровыми пушками, пятью пулеметами. Его экипаж насчитывал 11 человек! 

 «Т-35» мог вести огонь вперед, назад и по сторонам. Однако боевой опыт показал несостоятельность идеи рассредоточения огня. Ведь, скажем, в отличие от военного корабля, где тоже много башен, в танке нельзя установить единый пост управления огнем. 

 Однобашенные танки оказались гораздо перспективнее. Именно они принесли славу советскому оружию в Великую Отечественную войну. Такими машинами стали средний танк «Т-34» и тяжелый «КВ» - «Клим Ворошилов». 

 Конструкторское бюро Ж. Я. Котина преодолело много технических трудностей, прежде чем был спроектирован и построен, по существу, первый в мире тяжелый серийный танк. «КВ» не имел себе равных - ни одно танковое орудие врага не могло пробить его броню. Последняя модификация - «КВ-85», выпускавшаяся с осени 1943 года, имела литую башню с броней 100 мм, 85-миллиметровую пушку, 3 пулемета. Весил танк 46 тонн. Экипаж - 4 человека. Развитием «КВ» стали еще более мощные танки«ИС»-«Иосиф Сталин». 

 О неуязвимости «КВ» ходили легенды. Интересно свидетельство очевидца, комиссара 4-й танковой бригады М. Ф. Бойко, воевавшего на «КВ». «По нашим танкам в упор била немецкая тяжелая артиллерия. Броня моей тяжелой машины обстрел выдерживала хорошо. Помнится, когда мы подошли к немецкому переднему краю, раздался сильнейший удар, и от брони посыпались искры - снаряд угодил в башню; когда же после боя мы осмотрели танк, то нашли на башне небольшую вмятину». 

 Заводы приступили к серийному выпуску «КВ» в феврале 1940 года. Для полного укомплектования наших бронетанковых войск требовалось более 15 тысяч новейших танков «Т-34» и «КВ». Промышленность же могла дать в 1941 году всего около 5,5 тысячи танков всех типов. Накануне войны заводы успели выпустить лишь 636 «КВ» и 1225 «Т-34». 

 Основной удар гитлеровских бронетанковых сил в начале войны пришлось принять на себя ветеранам - «Т-26» и «БТ».




Категория: Рыцари брони | Добавил: 13.03.2015
Просмотров: 2140 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2024