Понедельник, 20.11.2017, 20:05 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Морские истории

★ Зачет на допуск

 Пожалуй, ничто не запоминается так остро офицеру, как его первые лейтенантские шаги. Особенно если они были связаны с интересными людьми поучительными, а порой и забавными обстоятельствами. Исполнился месяц моего пребывания на подводной лодке. Экипаж готовился к дальнему походу. С товарищами по выпуску мы день и ночь изучали устройство корабля. Но главной заботой для меня была подготовка по специальности, особенно изучение морского театра. Надо было на чистом листе вычертить все побережье Баренцева моря с бухтами, мысами, огнями и рекомендованными фарватерами. Со мной случилось то же, что и со всеми молодыми штурманами: погоняв до седьмого пота по всему курсу, флагманский штурман сделал вывод: 

- Слаб еще. Доложите командиру, что в море пойдете с обеспечивающим штурманом. 

 Командир спокойно воспринял мой доклад. 

- Берите зачетный лист, пойдем к флагманскому штурману вместе. 

- Не учли мы одно обстоятельство, - обратился командир к офицеру, с которым, видимо, был в доверительных отношениях, - за спиной нянек лейтенанту и через полгода из пеленок не вылезти. А мне нужен подготовленный штурман уже через месяц. Я за один выход сделаю из него настоящего специалиста. 

 Стоит ли говорить, как я был благодарен командиру. Но вскоре убедился, чего стоят его слова. 

 С первой мили плавания я был прикован к штурманскому столику: вел навигационную прокладку, докладывал о времени поворота на новый курс, делал записи в навигационном журнале. А от командира только и слышалось: 

- Штурмана - на мостик!

 Чем дальше в море, тем более карандаши начали раскатываться по карте. Все сильнее стала ощущаться бортовая и килевая качка. А главное - возрастало беспокойство, как бы не заметили моей слабости. С мостика передали: 

- Центральный! Запишите в вахтенный журнал: прошли линию остров... Вышли из залива. 

 Вот оно, дыхание Ледовитого океана! Навстречу лодке шла крупная зыбь. 

 Поднялся на мостик уточнить место, а также с неосознанным желанием показаться командиру. Справа на горизонте цепь уходящих вдаль невысоких, покрытых снегом сопок. Среди этого однообразия довольно четко выделяется крутой, темный обрыв под утесом. 

- Цепляйтесь, штурман, за него, - говорит командир,- и определяйте названия заметных сопок и мысов. 

 С большой радостью вижу, что сопка с двумя вершинами носит известное мне название. Опознаю и несколько других ориентиров. Неожиданно выглядывает солнце. Стало веселее на душе. Собираюсь спуститься вниз перекусить, немного отдохнуть. Но не тут-то было. 

- Ну, штурман, - обратился командир, - нам повезло, какое солнце! Давайте быстро секстан, секундомер и - вахтенных офицеров на мостик. 

 И снова качка. Есть сразу расхотелось. Погрыз принесенный штурманским электриком черный сухарь да съел соленый огурец. Положив голову на столик, мгновенно заснул. 

 Разбудила чья-то настойчивая рука. Замечаю время на часах: проспал ровно 5 минут. Оказывается, потревожил меня заместитель командира корабля по политической части. 

- Штурман, проснитесь. Покажите - куда идем, где находимся? 

 Досадуя, но не подавая виду, спокойным голосом ответил на все вопросы. 

- Да, трудновато начинать, - заключил замполит. 

 Его дружеский тон и доброе лицо успокаивали. Подумалось, нашелся на лодке душевный человек, который видит, как я устал, как мне трудно. А политработник между тем опять с вопросами: 

- Расскажите, штурман, как нес вахту личный состав первой смены? Чем сейчас занимаются подчиненные? Кого из них можно отметить в лучшую сторону и за что? 

 Я только пожал плечами. Замполит нахмурился. 

- Вот что, штурман, давайте договоримся - как бы вам ни было трудно, но личным составом надо заниматься постоянно. 

 Слушая справедливые упреки, я думал: как же объять необъятное? 

 Поднявшись на мостик, чтобы доложить командиру о пересечении кромки полигона, невольно залюбовался стремительным ходом нашей красавицы лодки. Эти несколько веселых минут на мостике запомнились особенно потому, что вскоре началась отработка учебно-боевых задач. 

 Срочные погружения чередовались с аварийными тревогами. Перемещались мы не только передними, но и задними ходами с кренами, дифферентами, на различных глубинах. Как при таком маневрировании вести прокладку? После каждого упражнения слышится: 

- Курс - в центр полигона!

 В этом месте на карте грозила появиться дыра от стирания предыдущих прокладок. 

- Ну как, штурман, дела? - командиром, видно, все это замечалось. 

 Ответил ему откровенно, что в таких условиях многое приходится делать на глазок, примерно. Неясно, каким будет радиус циркуляции, если подводная лодка с заднего хода переходит на движение вперед, начиная его поворотом... Словом, надо нормально маневрировать, чтобы была точная прокладка. 

 Командир улыбнулся, а потом серьезно заметил: 

- Советую запомнить: не подводная лодка должна обслуживать штурмана, а он ее. Мы созданы для боя, не для прогулок. Противнику очень хочется, чтобы мы, как вы говорите, нормально маневрировали. Поэтому учитесь вести прокладку в любых условиях. 

 Условий этих оказалось предостаточно. При очередном всплытии определить место не удалось из-за отсутствия видимости. Мороз усиливался, и сравнительно теплая вода начала парить. Приходилось надеяться на точность счисления. А пелена тумана становилась все выше, поднимаясь до уровня рубки. По радио поступило приказание закончить отработку задач и стать на якорь на рейде Н. До берега - несколько часов хода. Линия рекомендованного курса проходит в двух милях от скалистого мыса. Решил проложить наш курс мористее. Эхолот пишет под килем около двухсот метров. Но это не ориентир: такие глубины здесь везде. 

 На душе очень тревожно. Никогда еще не испытывал ответственность за безопасность корабля, за жизнь экипажа. Главное - поражало спокойствие моряков, значит, они на тебя надеются, а ты при всем желании. не можешь до конца уверенно сказать, что корабль идет по заданному пути. Осенила мысль. Достал атласы течений, начал рассчитывать суммарную величину и направление сноса корабля. Получилось, что возможное отклонение может достичь 6 миль! 

- Ну что, штурман, на скалы нас не заведете? - услышал голос командира. - Что-то у вас, похоже, не клеится. 

 Как можно увереннее доложил, что на случай возможной ошибки приняты меры безопасности. А у самого внутри кошки скребут. 

 И тут судьба преподнесла мне подарок. Сигнальщик доложил, что с правого борта видит силуэт транспорта, который идет на сближение. Минут через пять четко определяем: это наша плавбаза «Печора», обеспечивавшая подлодки на полигоне и тоже получившая приказание следовать на рейд. Сблизившись до 15 кабельтовых, плавбаза легла на параллельный курс. Там бывалый, опытный штурман. Своим курсом плавбаза подтвердила правильность нашего движения. И на душе полегчало. 

 Действительно, когда стал просматриваться берег и мы определили точно свое место, невязка составила всего полторы мили. Корабль благополучно достиг рейда. Ошвартовались у борта плавбазы, где командир соединения собирал офицеров на подведение итогов учений. 

 Быстро привел в порядок документы, перешел на «Печору». И столкнулся с товарищем по выпуску лейтенантом Журавским. 

- А ты как здесь оказался? - удивился я. 

- Да вот на плавбазе штурман срочно убыл в отпуск по семейным обстоятельством. Меня вместо него послали в море. Натерпелся страху. Особенно, когда парение началось. Хорошо, встретили подводную лодку. Там, видимо, опытный штурман. Легли на параллельный курс и прибыли на рейд. 

- А какой бортовой номер был у лодки? 

- Шестидесятый. 

- Так это же мой бортовой! А я, друг мой Владимир, признаюсь честно, увидев «Печору», обрадовался, полагая, что опытный штурман у вас. 

 После этого выхода флагманский штурман без разговоров утвердил свой прежний, условный, зачет на допуск.




Категория: Морские истории | Добавил: 09.05.2015
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2017