Четверг, 18.01.2018, 06:28 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Морские истории

★ Скалы

 Подводная лодка готовилась к всплытию. В двух метрах от моего штурманского столика, как всегда, заранее готовился перископ к наблюдению. При достижении перископной глубины командир осмотрит горизонт и скажет для записи в вахтенный журнал: 

- Горизонт в перископ чист! 

 Однако что это? Едва начав круговой бег, перископ как бы упирается в препятствие. Командир, видимо, что-то обнаружил справа по носу подводной лодки и теперь тщательно изучает. Наконец, вдоволь испытав мое терпение, спрашивает: 

- Штурман, как наше место? 

 Тревожный холодок западает в грудь. Но, придав голосу надлежащую уверенность, я, в ту пору старший лейтенант, четко докладываю: 

- Место надежное. 

- А что вы скажете об этом? - Командир уступает мне место у перископа. 

 Взору открывается жуткая, захватывающая дух картина. Перед носом лодки три большие скалы с острыми вершинами. Они так близки, что еле вмещаются в окуляр перископа. Откуда все это взялось? Ведь до ближайшего острова почти сто миль. 

 Как сквозь сон слышу голос командира:

- Полегче, штурман, перископ сломаете. 

 Я настолько ошарашен и подавлен, что на вопрос командира, как я оцениваю навигационную обстановку, чуть слышно лепечу: 

- Три скалы перед носом лодки, чудеса... 

- Зрение у вас отличное, а чудес, как известно, на флоте не бывает. Возьмите пеленга на камни, нанесите их на карту, разберитесь в обстановке и доложите. 

 Я снова у перископа. Да, командир прав, это не чудеса. Видимость полная, солнце с кормы помогает хорошо рассмотреть водную поверхность перед носом лодки. Прямо из воды поднимаются островерхие глыбы. На их влажных от морской волны гранях играют солнечные блики. А может, это плавающие айсберги? 

 До боли в глазах всматриваюсь в самый крупный из обнаруженных камней. На его вершине явно корка сверкающего на солнце льда - видимо, замерзшие брызги волн. Но большая нижняя часть, постоянно омываемая волной, темновато-серая. 

 Сомнений больше нет - перед лодкой три небольшие пирамидообразные гранитные скалы. 

 У нашего командира (капитана 3 ранга, недавно сменившего прежнего - доброго, внимательного наставника, ушедшего на повышение), видимо, железные нервы и выдержка. В такой грозной обстановке спокоен. Но сейчас это спокойствие и особенно медлительность могут обернуться для корабля катастрофой. 

 Твердо докладываю: 

- Прошу немедленно повернуть влево на обратный курс! Расчет прост: камни справа от линии курса, и, поворачивая влево, мы не коснемся их на циркуляции. 

- Значит, вы уже разобрались в обстановке? Ведь мы еще не дошли до точки поворота на обратный галс. 

 Еле сдерживаюсь, чтобы не крикнуть: 

- Пока я разберусь, лодка будет уже на камнях! Командир, однако, быстро командует на руль, и корабль, описав плавную циркуляцию, ложится на обратный курс. В целях безопасности непрерывно измеряем глубину эхолотом. Уходим на глубину. 

 Понемногу спадает напряжение. Но проблемы остаются. Их две. Во-первых, надо уточнить место подводной лодки, а во-вторых, выяснить, откуда взялись в районе камни. Ведь не открытие же мы сделали - район изучен очень подробно.

 Взгляд останавливается на ближайшей отличительной глубине. С разрешения командира прокладываю курс через центр этой глубины с целью опознать свое место. А командир, заняв мое место за штурманским столиком, проверяет прокладку, листает навигационный журнал и даже - я это хорошо вижу - вторично прокладывает пеленга на обнаруженные камни. 

 Невесело подумалось: вот что значит утратить доверие командира. Даже такую элементарную работу штурмана проверяет. 

 Закончив проверку, командир к моему величайшему изумлению сделал два легких физических упражнения и устало сказал, как будто ничего не произошло: 

- Штурман, я пойду отдохну после командирской вахты, дайте мне что-нибудь почитать о районе плавания. 

 Мне, как и другим офицерам, уже была известна любовь командира к навигационным документам. Но сейчас ничем стоящим я порадовать его не мог. Доложил, что на этот район имеется только старая лоция, которой ни один уважающий себя штурман не пользуется. 

 Передаю лоцию и чувствую - командиру известна истина о скалах. 

 Тем временем подводная лодка приблизилась к отличительной глубине. Вот она под нами, эта подводная гора. 

 Торжествующий, проскакиваю через переборочный люк, вижу в каюте командира нашего политработника капитана 3 ранга В. Синельникова и докладываю: 

- Товарищ командир, место подводной лодки надежное! 

- А я и не сомневался. 

 Он укоризненно декламирует: 

- «Еще поморам было известно...» - и протягивает лоцию с подчеркнутой красным карандашом строкой: «Еще поморам было известно, что в ясную погоду три пирамидообразные покрытые ледниками вершины гор острова открываются судоводителю на многие десятки миль...» 

- Товарищ командир, значит, вы сразу все поняли? 

- Надо, штурман, следить, с каким увеличением перископа начинаете наблюдение. Тогда ни горы в скалы, ни скалы в горы превращаться у вас не будут. 

- А зачем же вы проверяли мои пеленга на камни? 

- Это, штурман, была проверка места. Я «нарастил» линии ваших пеленгов до острова, и они, к моему полному удовлетворению, прошли точно через вершины трех гор. 

 Политработник улыбался, следя за нашим разговором. Новый командир, оказывается, предпочитает в обучении подчиненных серьезный практический урок. Но я не думал об этом. 

- Разрешите последний вопрос. Зачем, товарищ командир вам понадобилась лоция? 

- Хотел показать уважающему себя штурману, что если бы он уважал еще и лоцию и перед походом прочел эти строки, то не пришлось бы ему испытывать неловкости. 

- Значит, штурман, сегодня вам досталось? - Мы вышли из каюты командира вместе с замполитом. Капитан 3 ранга Синельников улыбнулся: 

- Командир вас хвалит. Столько плаваем, а точность места корабля - вне всяких ожиданий. 

 Теплые слова способствовали «приведению меня в меридиан». А командирский урок запомнился на всю жизнь и предостерег от множества ошибок, которые всегда поджидают штурмана.




Категория: Морские истории | Добавил: 09.05.2015
Просмотров: 458 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2018