Раздалась команда: «Начать постановку!» - и с кормы ушла в воду первая мина. На ее корпусе моряки написали: «Смерть Гитлеру!» Это произошло в ночь на 23 июня 1941 г. Так начал свой боевой путь минный заградитель «Марти». Корабль этот раньше носил имя «Штандарт». Его команда активно участвовала в борьбе за власть Советов. Затем бывшая царская яхта была перестроена в боевой минный заградитель. В 1936 г. «Марти» вступил в состав Краснознаменного Балтийского флота. Минзаги - особые корабли, и задачи у них тоже особые. Главное оружие минного заградителя, как это явствует из его названия, - мины. Такие корабли должны своевременно и скрытно поставить мины в заданном районе, чтобы закрыть противнику подступы к приморским городам и базам, закупорить его морские коммуникации. Эту работу «Марти» начал буквально в первые же часы Великой Отечественной войны.
3 июля 1941 г. минзаг вышел в район острова Осмусаар для постановки мин на фарватере противника. При подходе к заданному району корабль был атакован вражескими самолетами. А на борту «Марти» находилось более 300 снаряженных мин, которые могли взорваться от попадания или даже близкого разрыва бомбы. В такой обстановке командир корабля капитан 1 ранга Н. И. Мещерский имел право сбросить мины за борт, чтобы не подвергать корабль риску. Но он был уверен в своих зенитчиках, и они не подвели - атаки фашистских самолетов были отбиты, и «Марти» снова лег на боевой курс. Но вскоре поступил доклад сигнальщика о подводной лодке. Артиллеристы минзага открыли по ней огонь ныряющими снарядами, а командир повел корабль противолодочным зигзагом. В течение получаса с помощью сопровождавших минзаг сторожевых катеров были отбиты еще две атаки гитлеровцев. Штурман «Марти» К. М. Кононов снова вывел корабль в расчетную точку для постановки мин. Едва корабельные минеры начали свою работу и за борт пошли первые мины, как открыли огонь вражеские береговые батареи. 12-дюймовые снаряды рвались вблизи от «Марти». Мещерский под прикрытием дымовой завесы катеров повел корабль противоартиллерийским зигзагом. А минеры четко и слаженно продолжали выполнять главную задачу. Все 300 мин были поставлены, и «Марти» благополучно вернулся в базу. Так проходила боевая работа минзага. На его минах нашел гибель не один вражеский корабль. Вместе с другими кораблями «Марти» участвовал в эвакуации героического гарнизона Ханко. На пути к полуострову сам подорвался на мине. Взрывом были сдвинуты котлы с фундаментов, вышел из строя машинный телеграф, серьезно повреждена главная машина. Ремонтироваться пришлось на ходу. Слаженно и самоотверженно работали моряки под руководством инженера-механика капитана 3 ранга Губенкова. 2 декабря 1941 г. корабль прибыл на Ханко и, приняв на борт более двух тысяч бойцов героического гарнизона с оружием и боеприпасами, в тот же день направился в Кронштадт. «Марти» за время войны прошел около 4,5 тыс. огненных миль. Выставил более 3 тыс. мин, на которых подорвалось 20 фашистских кораблей, его зенитчики сбили 6 вражеских самолетов. 3 апреля 1942 г. за отличное выполнение заданий командования, за героизм личного состава в боях с немецкими захватчиками минный заградитель «Марти» был преобразован в гвардейский. Гвардейский флаг прославленного балтийского минзага «Марти» находится в Центральном военно-морском музее. Экспонируется в музее и одно из орудий корабля. Последний выстрел из него был сделан 27 января 1944 г.- это был салют в честь снятия блокады Ленинграда.