Суббота, 20.04.2024, 15:50 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Оружие славы

★ 22. Броня крепка
КРЕПОСТЬ НА КОЛЕСАХ

  «Крепостью на колесах» называли бронепоезд в годы гражданской войны. Приданные пехоте на направлениях, где имелись железнодорожные пути, бронепоезда наносили противнику неожиданные удары, занимали важные пункты и удерживали их до подхода своих войск, совершали смелые рейды в тыл противника. В ходе героической обороны Царицына впервые применялись бронепоезда, сведенные в группу.
  Команды бронепоездов состояли из рабочих, солдат и матросов.
  Мысль В. И. Ленина об организации броневых сил Советской Республики была воспринята как наказ рабочими Сормовского, Путиловского, Брянского, Коломенского заводов. Бронепоезда строились и в прифронтовых районах, непосредственно в войсках. Носили они почетные и гордые названия: «Товарищ Ленин», «III Интернационал», «Коммунар», «Гибель контрреволюции», «Гром» и другие...
  Наряду с типовыми бронепоездами заводского изготовления в годы гражданской войны строились так называемые бронелетучки: на железнодорожной платформе устанавливались одно-два орудия, по стенкам платформы укладывались шпалы и мешки с песком, к ней прицеплялись две-три платформы прикрытия. Тащил все это известный в то время паровоз ОВ («овечка», как называли его), защищенный от пуль и осколков листами брони.
  Позднее была введена единая конструкция, и к 1919-1920 гг. строились бронепоезда с тяжелыми 102-мм и 152-мм пушками на легкобронированных платформах и тяжелобронированные ударные поезда с четырьмя 76-мм пушками и 16 пулеметами. Были бронепоезда особого назначения, с дальнобойными тяжелыми орудиями, снятыми с военных кораблей.
  В Наставлении для действия бронепоездов излагались основы боевого применения при наступлении, обороне, охранении и в походном движении.
  Бронепоезд «Победа или смерть» был построен на Путиловском заводе. Команда состояла из рабочих завода и солдат Тарутинского полка, которые в дни Февральской революции примкнули к восставшим.
 ...В конце января 1918 г. бронепоезд подошел к Киеву. В городе засели гайдамаки, которые, укрепившись на высоком берегу Днепра, вели огонь из полевых орудий, а также из пушек своего бронепоезда, маневрировавшего вдоль берега.
  Бронепоезд путиловцев ворвался на мост и открыл огонь. Через несколько минут в наступление перешла пехота. Благодаря поддержке путиловцев крутой правый берег Днепра был взят.
  О беспримерных подвигах воинов на фронтах гражданской войны рассказывают красные боевые знамена бронепоездов, хранящиеся в музее. Под этими знаменами команды давали клятву на верность социалистическому Отечеству, с ними они сражались и побеждали.
  В одном из залов музея находится знамя, врученное Петроградским Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов команде бронепоезда № 6 имени товарища Ленина.
  Бронепоезд был построен по указанию В. И. Ленина, посетившего завод в дни наступления германских войск на Псков. Зимой 1918 г. на Дону, оказавшись во вражеском тылу, бойцы, сняв с площадок пулеметы, залегли в цепи вместе с крестьянами окрестных сел и целые сутки отбивали атаки казачьих войск, пока не подоспели красные части.
  Командовал бронепоездом путиловский рабочий А. И. Шмай, комиссаром был питерский коммунист И. И. Газа, награжденный за личный героизм орденом Красного Знамени. В приказе РВСР № 154 от 31 марта 1920 г. так сказано о его подвиге:
  «4 января 1920 г., обнаружив подрывы пути и заложенные под рельсы пироксилиновые шашки, он соскочил с бронепоезда и, невзирая на ураганный пулеметный и ружейный огонь, очистил путь, причем получил тяжелые ранения в грудь. Преодолевая сильную боль, он продолжал давать указания, благодаря чему бронепоезд был спасен».
  Бронепоездом № 4 командовал матрос Черноморского флота коммунист Яков Федоренко. В годы Великой Отечественной войны Я. Н. Федоренко стал маршалом бронетанковых войск.
  Нередко бронепоезда играли решающую роль в крупных операциях. Так, в 1920 г. при освобождении Баку был сорван злодейский план мусаватистов разрушить город и уничтожить 300 млн. пудов пефти.
  27 апреля три советских бронепоезда - «III Интернационал», «Красный дагестанец» и «Красная Астрахань» - под командованием начальника боевого участка железных дорог 11-й армии М. Г. Ефремова с десантом из двух рот 299-го стрелкового полка 28-й стрелковой дивизии пересекли границу Азербайджана, сбили противника с позиций на подступах к Баку, захватив 12 орудий разного калибра, пулеметы, винтовки и прочее имущество. Продвижение бронепоездов было настолько быстрым, огонь таким сокрушительным и точным, что попытка бронепоезда и войск противника задержать дальнейшее наступление, несмотря на сильный артиллерийский огонь, не удалась...
  В одной из витрин Центрального музея Вооруженных Сил экспонируется фотография времен гражданской войны.
 ...В группе бойцов стоит девушка в папахе и черкеске, с кинжалом на поясе. Это член партии большевиков с 1917 г. Людмила Макиевская. По распоряжению Н. И. Подвойского она была направлена в Екатеринослав с особыми полномочиями. Вместе с рабочими этого промышленного центра и железнодорожниками она участвовала в постройке бронепоезда и была назначена его комиссаром. Впоследствии она командовала бронепоездом № 3 «Власть Советам», построенным сормовскими рабочими. В жестоких боях под Дебальцево вражеский артиллерийский снаряд попал в боевую рубку бронепоезда, смертельно ранив командира. Было тогда Людмиле 22 года. Похоронили ее с воинскими почестями в Купянске, где в то время находился штаб 13-й армии. В 1968 г. комсомольцы Дебальцево поставили ей памятник.
 ...В ночь на 4 мая 1965 г. от станции Москва-Рижская к площади Коммуны в освещении прожекторов двигался необычный караван из многотонных трайлеров. Они транспортировали к месту вечной стоянки у Центрального музея Вооруженных Сил СССР бронепоезд.
  Этот некогда грозный бронепоезд «50-67» стал боевой реликвией. За полувековую его историю сменилось несколько поколений поездных бригад и боевых расчетов. Многое повидал старый бронепоезд, много славных боевых дел на его счету. В Средней Азии бронепоезд «50 - 67» прозвали «Красновосточником». Знакомы ему и стальные магистрали Украины.
  В годы Великой Отечественной войны бронепоезд участвовал в боях на Южном фронте, был поврежден и в июне 1942 г. доставлен в Ташкент. А с октября он уже снова был в строю.
  Закрыты бойницы бронепоезда, неподвижно замерли стволы его пулеметов, никто не смотрит в прицелы, не дает сигнального свистка, но бронепоезд живет - как символ борьбы, символ мужества тех, кто сражался за революцию, бился с белогвардейцами и басмачами, кто побеждал врагов в годы Великой Отечественной...



Категория: Оружие славы | Добавил: 28.09.2011
Просмотров: 4587 | Теги: Бронепоезд | Рейтинг: 3.3/3
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2024