В музеях меня всегда привлекает оружие. Безмолвное, таинственное, причастное к самым драматическим, самым захватывающим моментам истории, оно о многом могло бы рассказать.
Вот знаменитый золотой олень, более двух с половиной тысяч лет назад украшавший щит скифского вождя. Небольшая фигурка уже сама по себе загадочна. В природе олени не принимают таких поз. Недаром ученые определяют ее по-разному: «прыгающий», «лежащий», «летящий»... А может быть, безымянный художник решил этим условным порывом передать душу своего народа: вечное движение, неукротимую мощь?! Народа, в течение тысячелетия игравшего на арене истории одну из главных ролей, но неизвестно откуда на ней появившегося, неизвестно куда исчезнувшего...
Олень со щита мог видеть стены ассирийской столицы Ниневии и пирамиды фараонов Египта. Завершился же его боевой путь в одном из курганов Причерноморья.
Если бы заставить его заговорить! Представим себе, как, повинуясь мановению некоей волшебной палочки, вдруг ожили и заговорили бы мечи и щиты, луки и арбалеты, пищали и мушкеты, что красуются на музейных стендах, томятся в подвалах запасников. Сколько бы удивительных историй мы узнали, сколько бы разгадали загадок, сколько появилось бы новых славных имен героев!
Заставить оружие рассказывать все-таки можно. В этом я лишний раз убедился, когда побывал в ленинградском Эрмитаже на Всесоюзной конференции историков оружия.
...В зале гаснет свет, и на экране появляется цветное изображение картины фламандского художника Давида Тенирса-младшего. Нет-нет, все правильно. Никакой ошибки здесь нет. Именно картины и именно на конференции историков оружия. Тысячи людей проходили мимо этого музейного экспоната, не видя в нем ничего необычного. А историк оружия сразу же оценил поистине выдающиеся достоинства работы фламандского живописца, разумеется, со своих оружиеведческих позиций. Во-первых, Тенирс жил во времена Тридцатилетней войны. Во-вторых, близ мест традиционного производства первоклассного оружия - Льежа, Антверпена, Утрехта, Маастрита. И в-третьих, что, пожалуй, главное, сам был неравнодушен к оружию, любил его изображать, причем не приблизительно, а очень точно, тщательно выписывая малейшие детали.
Картина называется «Караульня». Художник не только подписал ее, но и поставил год окончания работы - 1642-й. Уже одно это делает картину первостепенным оружиеведчееким документом. Все, что попало на полотно, можно, таким образом, строго датировать. А в исторической науке это одна из главных задач.
На полотне - караульное помещение, вероятнее, даже одна из комнат временной казармы в окрестностях осажденной приморской крепости. В комнате два опоясанных шарфами кавалерийских офицера, солдат-кавалерист (он натягивает ботфорты) и несколько пехотинцев, В экипировке и вооружении участников этой сцены для специалиста нет ничего нового. Они вполне соответствуют сложившимся представлениям о заключительном периоде Тридцатилетней войны.
Но Тенирс, само собой разумеется, не помышляя об этом, приготовил несколько сюрпризов. Один из них помещен художником в груду оружия на переднем плане и имеет вид шпаги с трехгранным клинком, расширяющимся у эфеса.
Это неожиданно, так как такие клинки, по мнению специалистов, появились лишь к последней четверти 17 века. Картина Тенирса позволяет утверждать, что первые образцы этих шпаг вошли в употребление примерно на тридцать лет раньше.
Известно выражение В. И. Ленина о том, что военная тактика зависит от уровня военной техники. Трехгранный клинок означает, что на смену итальянской школе фехтования, последователи которой в одной руке держали обоюдоострую шпагу, а в другой специальный кинжал, пришла более прогрессивная - французская. Ее основатели изменили стойку фехтовальщика, повернули его к противнику боком, уменьшив тем самым поражаемую площадь туловища. Удары шпаги стали колющими, кинжал в левой руке потерял смысл. Но зато для отражения ударов понадобилось сильно упрочить клинок у эфеса, чему лучше всего соответствовала трехгранная полоса.
Это один сюрприз Тенирса. Другой - в группе огнестрельного оружия. Здесь ружье и пистолет, вероятно входившие в кавалерийский стрелковый гарнитур (он должен был включать еще один пистолет, возможно заваленный на картине другим оружием). Как выписал их Тенирс! С полным знанием оружия и умением с ним обращаться. Замочные полки закрыты, а курки поставлены на предохранительный взвод, как и полагается при хранении заряженного кремневого оружия этой системы. Из поля зрения художника не выпала даже такая деталька, как маленькая отвертка, привязанная к пусковой скобе ружья и служившая для зажима кремня в курке.
Тенирс фотографически точно показал, что пистолет и ружье оснащены однотипными кремневыми замками французской конструкции. В развитии ручного огнестрельного оружия этот механизм стал важнейшим усовершенствованием и продержался необычайно долго - с 17 по 19 век. Картина из Эрмитажа помогла определить начало массового изготовления таких замков - коль ружья и пистолеты поступили на вооружение армейской части, - а именно сороковые годы 17 века. Довольно быстро новинка привилась в России - это пятидесятые годы 17 века. Так произведение живописи прояснило важнейший историко-технический факт.
Я узнал, что все историки оружия безоговорочно за реализм в искусстве. Такой реализм, этнографическая точность в передаче предметов быта были, к примеру, присущи мусульманской книжной миниатюре. Ученые проанализировали иранские миниатюры первой половины 14 века. Зачем? Чтобы выяснить, справедливо ли распространенное мнение, будто у монгольских завоевателей 13 - 14 веков не имелось самобытного комплекса защитного вооружения, что они использовали, как правило, трофейные доспехи, а собственно монгольские если и существовали, то были весьма примитивны и несовершенны.
И вот установлено, что миниатюры, созданные во время завоевания монголами стран Ближнего и Среднего Востока, при изображении мусульманских воинов показывают одни образцы защитного вооружения, а при изображении монгольских - совершенно другие. Причем эти другие доспехи оказались весьма любопытными. При явной самобытности они по всем своим характеристикам входят в круг северо-восточных азиатско-американских доспехов, варианты которых встречались у народов Сибири, Центральной и Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, у эскимосов Азии и Америки, у североамериканских индейцев. Важно отметить, что кафтан с оплечьями, кожаный и «бронированный», был известен уже у скифов и что описания монгольских доспехов у Карпини, Рубрука, Поло и других путешественников полностью соответствует изображениям иранских миниатюр.
Изобразительные материалы - одно из средств, заставляющих оружие «заговорить», раскрыть свои тайны. Вот еще пример так называемого метода привлечения иконографических аналогий. Хранится в эрмитажном собрании оружия сабля, по мнению специалистов, немецкой работы 16 века. Больше о ней ничего не известно. Но поскольку клинок отделан травленым и гравированным орнаментом с боевыми и охотничьими сценами, ученые взялись уточнить «биографию» оружия, прояснить некоторые стороны его жизни. Долгим и тщательным анализом было установлено, что мастер, украшая саблю, широко пользовался гравюрами своих современников - известных художников, заимствуя из них множество фигур и даже отдельные группы. Было доказано, что, работая над сценой охоты, оружейник в числе других прямо использовал гравюру Виргилия Солиса «Охота на двух кабанов». О кропотливости труда исследователей свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что, не вошедшая в справочники, перечисляющие работы мастера, и ни разу не репродуцированная, эта гравюра не известна специалистам, хотя выполненный резцом лист, несомненно, принадлежит руке Виргилия Солиса.
Сабля, близкая к эрмитажной по типу и характеру орнаментации кличка, имеется в Риме в коллекции Одескальки. Сопоставляя данные, исследователи приходят к выводу: художественно-стилистические особенности обеих сабель позволяют предположить, что они выполнены одним и тем же оружейником в Южной Германии в 1560 - 1570 годах.
Занятно, возможно, скажет иной читатель, только окупается ли весь этот, порой титанический, труд исследователей результатами, к которым он приводит? Ну, установили, что такое-то оружие существовало в давние времена, а появление другого теперь даже точно датируется. Что же из этого следует? Кому это интересно, кроме специалистов?
История оружия - существенная часть истории материальной культуры человечества. Люди добывали себе пищу при помощи оружия, защищались им от диких зверей, врагов. Оружие - копья, луки со стрелами - стало первым спортивным снарядом и неизменно сопутствовало первооткрывателям новых земель. Оружие наиболее полно отражало вершины научно-технического прогресса своего времени.
Обратимся хотя бы к Руси до монгольского нашествия. О ее высокой культуре, широко распространенной грамотности лучше всего свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках - главным образом в Новгороде советскими археологами. Трудно переоценить мировое значение такого открытия.
А что собою представляла тогдашняя Русь в техническом, так сказать, отношении? Наиболее полный ответ на этот вопрос дало бы оружие. Однако еще сто лет назад о нем почти не знали. Это и понятно. Оружие раннего средневековья в западноевропейских странах сохранилось в коллекциях старинных замков и церквей, откуда перешло в национальные собрания. У нас же по самым цветущим и заселенным землям прошел вал татаро-монгольского нашествия. Все живое было уничтожено, все неживое, в том числе и оружие, легло в землю. Некоторые раскопки были сделаны до революции, но особенно широкий размах они получили в последние годы.
И последовала сенсация за сенсацией! В Институте археологии Академии наук создана картотека, насчитывающая уже четыре тысячи предметов вооружения 9 - 13 веков. Особенно хорошо выделен пласт вещей 12 - 13 веков. Они непреложно свидетельствуют о том, что Древняя Русь в военно-техническом отношении была передовой державой средневековой Европы.
В этом утверждении нет и налета милитаризма или тем более шовинизма. Русский народ долгое время был вынужден в кровопролитных ожесточенных боях с захватчиками отстаивать свою национальную независимость. Естественно, что мастерство его оружейников было направлено на создание самых совершенных средств борьбы с врагом. Условия противостояния на два фронта привели к тому, что русское оружие синтезировало все лучшее из арсеналов западноевропейских рыцарей и восточных кочевников. Вот почему на Руси соседствовали меч и сабля, арбалет и лук. Вот отчего здесь каждые полстолетия вырабатывался новый комплекс боевых средств (прежде такое происходило раз в сто лет), а с 12 века стали производиться массовые, «стандартные», серии оружия. Все это, а также открытия точно датированных разновидностей того или иного оружия делают русские находки лабораторией европейского опыта.
Вот, скажем, шпора с колесиковой подвижной звездочкой. Кто ее автор - международная загадка, не выявленная до сих пор. Считалось, что звездочка появилась в конце 13 века где-то в Западной Европе, знаменуя собой ощутимый прогресс в возможностях маневрирования всадника. До звездочки на шпорах были шипы, неудобные для кавалериста, болезненные для коня. Подвижное колесико звездочки позволило всаднику более гибко управлять конем, к тому же не столь болезненно для животного. Такие шпоры, распространившись повсеместно, сохранились до наших дней. Древнейшие из них найдены не в рыцарских замках, как можно было предположить, а в древнерусских городах, погибших от вражеского нашествия, и датируются 1220 - 1240 годами. Всего обнаружено 26 экземпляров в восьми различных местах, что свидетельствует об их широком распространении.
Но, может быть, шпоры исключение? Нет, в развалинах волынского городка Изяславля экспедиция откопала крюк для натягивания стрелы арбалета. И тоже древнейший из ныне известных в Европе!
Считалось, что для русского раннего средневековья характерна кольчуга, а не пластинчатые доспехи. Поэтому, когда в 1948 году в Новгороде археологи впервые отрыли части пластинчатых доспехов, это было так неожиданно, что их даже не опознали. И лишь в 1952 году ученые классифицировали такие доспехи. К удивлению, пришлось признать - это подтвердили иконы и фрески - распространенность на Руси наборной пластинчатой брони. В городище села Сахновки под Киевом обнаружен, древнейший в Европе (городище разрушено монголами около 1240 года), шарнирный двустворчатый наруч. На Киевщине извлечен из земли конский боевой нашлемник первой половины 13 века (в Ипатьевской летописи есть упоминание о «конских личинах»). Самый древний экземпляр в Западной Европе относится лишь к 14 веку.
Обо всех «новинках» древнерусского арсенала даже упомянуть нет никакой возможности. И о том, что бронебойные копья для таранного удара конных отрядов стали массовым оружием; и о том, что на саблях появились перекрестья, «улавливавшие» встречные удары; и о том, что созданы были специфически русские куполовидные шлемы с полумаской.
...Историей оружия издавна занимались крупнейшие ученые. Фридрих Энгельс в «Истории винтовки» не только дал блестящую характеристику современных ему винтовок, выделив устаревшие и нерациональные системы, но и наметил пути дальнейшего развития стрелкового оружия, предвосхитив основные направления в его совершенствовании на многие десятки лет вперед (форма пули, классификация пуль, принцип заряжания с казны, преимущество малого калибра).
Неверно думать, что история оружия драматична лишь в древности, Современное оружие тоже может поведать о многом...