- Хорошо помню то раннее весеннее утро 1940 года, - вспоминает один из создателей тридцатьчетверки - Н. А. Кучеренко. - Над городом вставал мартовский рассвет. А все кругом белым-бело: накануне ночью выпал обильный снег. У заводской проходной собралось много танкостроителей. Они с нетерпением посматривали в сторону ворот. Наконец те медленно распахнулись, друг за другом прогромыхали две машины. В синеватой мгле рассвета они казались особенно необычными, даже таинственными и в то же время чертовски красивыми! Одну из машин вел сам главный конструктор М. И. Кошкин. Загребая широкими гусеницами снежные наносы, машины развернулись и на полном ходу помчались в сторону Московского шоссе. В Москве с машиной знакомились члены правительства во главе с И. В. Сталиным, она получила высокую оценку специалистов. Машина отличалась не только необычными формами, но и другими характеристиками. Т-34 при боевой массе 30,9 т и двигателе мощностью 500 л. с. развивал максимальную скорость 55 км/ч, имел запас хода более 300 км. Броня лобовая 45 мм, бортовая - 40 мм, с углами наклона листов соответственно 60 и 40 градусов. Т-34 был принципиально новым типом танка. Ни в чем не уступая легким, средним и тяжелым машинам, он превосходил легкие танки по броневой защите и вооружению, средние - по мощи огня, тяжелые - по скорости и маневренности. Его можно было использовать как для непосредственной поддержки пехоты, так и для развития успеха в оперативной глубине. Огневую мощь Т-34 составляли длинноствольная 76-мм пушка с начальной скоростью полета снаряда 662 м/с и два пулемета. Конической формой башни, наклоном броневых листов достигалась высокая неуязвимость танка без существенного увеличения толщины брони и массы. Конфигурация Т-34 стала эталоном для всех танкостроителей мира. Установка дизельного двигателя (В-2), более экономичного, чем бензиновый, позволила увеличить запас хода. Повышенная проходимость машины вне дорог достигалась установкой широких гусениц, обеспечивших низкое удельное давление на грунт (0,83 кг/см²). За год до начала Великой Отечественной войны с конвейера Харьковского танкового завода сошел первый серийный танк Т-34. Однако подготовка технической документации, отработка технологии и наладка оборудования требовали времени. Подлинно массовый выпуск танков развернулся в годы войны. В октябре 1941 г. завод был эвакуирован на Урал. Туда были доставлены чертежи и техническая документация на Т-34, уникальное оборудование. Мысль о том, что враг под Москвой, что фронту нужны танки, удесятеряла силы танкостроителей. 8 декабря 1941 г, первая изготовленная на Урале тридцатьчетверка покинула сборочный корпус и ушла в испытательный пробег. Это был подвиг: со дня прибытия чертежей и оборудования прошло всего 55 суток. 20 декабря на фронт был отправлен эшелон уже с 25 танками. А за годы войны только один из танковых заводов дал фронту 35 тыс. этих первоклассных машин. Из них 34 999 отгружены на фронт, а танк № 35 000 накануне Дня Победы, 7 мая 1945г., был установлен перед проходной завода на постамент. Он - олицетворение трудового подвига советских танкостроителей, внесших достойный вклад в победу над врагом.
ТРИДЦАТЬЧЕТВЕРКИ ВЕДУТ БОЙ
В первых числах октября 1941 г. 2-я танковая армия Гудериана прорвалась в районе Орла и двинулась на Тулу. 4-я танковая бригада полковника М. Е. Катукова получила задачу задержать продвижение противника. - Основной нашей заботой,- вспоминал Михаил Ефимович,- было скрыть от противника уж очень большое несоответствие сил. Ведь в составе армии Гудериана были две танковые и одна моторизованная дивизии. Бригада имела лишь один батальон танков Т-34. В другом были БТ-5 и БТ-7. Но мы смело шли навстречу врагу. Утром 6 октября около 100 вражеских танков и бронетранспортеров с пехотой перешли в наступление на позиции бригады, оседлавшей шоссе Орел - Тула южнее Мценска. Танки бригады расположились в засадах в роще и кустах, примыкавших к шоссе. - Главное - маневр, - напутствовал комбриг танкистов. - Увидел, что тебя открыли, сразу же меняй позицию и бей фашистов так, чтобы они не знали, кто их бьет и откуда им попадает! До пятидесяти фашистских танков вклинились в оборону мотострелкового батальона. Тридцатьчетверка лейтенанта Кукарина, покинув засаду, устремилась на помощь мотострелкам. Фашистские танки открыли огонь. Но механик-водитель Федотов уверенно вел машину вперед. Когда до противника оставалось 600-800 м, танк остановился. Башенный стрелок сержант И. Любушкин открыл огонь. Стрелял он точно. Четыре выстрела - четыре подбитых танка! Один из вражеских снарядов угодил в борт тридцатьчетверки. Механик-водитель был ранен. Командир танка дал команду подать машину назад. Превозмогая боль, Федотов продолжал управлять машиной. Когда танк остановился, Любушкин снова открыл огонь и поджег еще четыре вражеских танка. Умело используя преимущества Т-34 по мощи огня, броневой защите и маневренности, экипаж одной тридцатьчетверки уничтожил 16 фашистских танков! Высокое боевое мастерство и отвагу проявил в этих боях лейтенант Д. Лавриненко. Он во главе группы из четырех Т-34 атаковал танковую колонну противника, скопившуюся в лощине. Удачно маневрируя и выдерживая выгодную дистанцию, группа Лавриненко уничтожила 15 танков врага.