Четверг, 21.11.2024, 11:32 Приветствую Вас Гость

ОРУЖИЕ

Меню сайта
Категории раздела
ОРУЖИЕ
Правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
Авиация
Рыцари брони
Оружие славы
Морские истории
Охотничье оружие
Центральный музей ВС СССР
Юмор
Форма входа
Реклама
Главная » Статьи » Оружие славы

★ 32. Крылья Родины

«СМЕРТЬ ФАШИЗМУ!»
 


  Шел третий день Великой Отечественной войны. Над бухтой, где стояли корабли Северного флота, появился вражеский самолет-разведчик «Хейнкель-111». В составе группы перехвата вылетел и командир эскадрильи из 72-го смешанного Краснознаменного авиаполка старший лейтенант Сафонов. На максимальной скорости набрал высоту и пошел со своим ведомым наперерез врагу. Расстояние между самолетами сокращалось. Фашистский летчик, маневрируя, пытался уклониться от боя, но советский истребитель зашел сбоку, дал короткую очередь, затем, сблизившись с фашистским самолетом, другой меткой очередью «срубил» ему хвост. «Хейнкель» упал на прибрежные скалы и взорвался.

  Этой победой Борис Феоктистович Сафонов открыл свой боевой счет. И счет этот был немалым. Недаром на своем самолете И-16 с заводским номером 28213-95 отважный летчик написал: «Смерть фашизму!»
 


  На этом самолете он произвел 109 боевых вылетов и сбил 17 немецких бомбардировщиков и истребителей.

 «...Фашистов, численно превосходящих нас в два, три раза, а то и в пять раз, бьем без промаха и с первого захода,- писал Борис Сафонов брату Евгению. - Когда будешь бить фашистскую сволочь, помни одно: всегда наступай, атакуй первым и не выходи первым из боя, потому что фашистские молодчики смелые тогда, когда ты им подставляешь спину...»

 «Бить врага по-сафоновски» стало девизом всех летчиков-североморцев.

  Противник рвался к Мурманску. Шли ожесточенные и упорные бои на суше, на море и в воздухе. Во время сентябрьских боев 1941 г. перед летчиками Северного флота была поставлена задача: прикрыть с воздуха перегруппировку наших войск в районе Мурманска.

  15 сентября пятерка истребителей, ведомая Сафоновым, вылетела на выполнение боевого задания. Вышли в заданный район. Впереди по курсу североморцы заметили более 20 вражеских машин. Зайдя со стороны солнца, пятерка советских истребителей сомкнутым строем с короткой дистанции ринулась на врага. Сразу же были сбиты три «юнкерса». Затем Сафонов сбил еще один. Вражеские бомбардировщики поспешили уйти. Но в районе боя появилось до 20 фашистских истребителей. Сафонов снова собрал свою пятерку в кулак и ринулся на врага. Строй вражеских машин рассыпался. Однако, заметив, что советских истребителей всего пять, гитлеровцы попытались зажать наши самолеты в кольцо. Не удалось. Сафоновцы сбили еще один самолет, доведя общий счет до пяти.

  В тот же день вечером советские истребители были вновь подняты по тревоге. Стремительность и натиск атакующих вызвали панику среди гитлеровцев. Пользуясь облачностью, советские летчики заходили в атаку с разных сторон. У врага создалось впечатление, что сражается большое количество советских истребителей. В разгар боя, когда Сафонов наносил меткий удар по очередному стервятнику, фашисты передали в эфир: «Мы окружены, спасайтесь» - и стали покидать поле боя. Семь североморцев вели бой с 52 самолетами врага и одержали победу! Сафонов сбил 2 самолета, его товарищи - 4.

  16 сентября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру эскадрильи капитану Сафонову первому из летчиков-североморцев было присвоено звание Героя Советского Союза.

  О славной победе сафоновцев газета «Красный флот» в передовой статье 18 сентября 1941 г. писала: «Этой победой советских соколов может гордиться весь флот как образцом мужества, отваги и прекрасного мастерства».

  30 мая 1942 г. командир 2-го гвардейского истребительного полка подполковник Сафонов с летчиками Владимиром Покровским и Павлом Орловым вылетели на прикрытие союзного конвоя. Во время боя Сафонов поддерживал радиосвязь с командными пунктами своего полка и дивизии. Поэтому стали известны некоторые подробности этого боя.

  «Двух рубанул! - передал Сафонов. - Бью третьего... Прикрой с хвоста... Готов третий!» Затем было принято последнее сообщение: «Мотор... Иду на вынужденную посадку».

  Теряя высоту и скорость, Сафонов вел свой самолет к конвою. Не дотянув несколько миль до эсминца «Куйбышев», который полным ходом шел ему навстречу, истребитель врезался в воду. Б. Ф. Сафонов посмертно награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Это был первый дважды Герой Советского Союза среди летчиков нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

«ИДУ НА ТАРАН!»

  Еще издали посетители Центрального музея Вооруженных Сил СССР видят этот необычный экспонат - обломки фашистского бомбардировщика со свастикой на хвосте. Он был сбит таранным ударом в ночном московском небе летчиком Виктором Талалихиным.
 


  Многие прославленные советские летчики начинали свой боевой путь на И-16, сражаясь в Испании, Монголии, на фронтах Великой Отечественной. Они единодушны в мнении, что эта машина требовала от летчика высокой квалификации и подчинялась лишь тому, кто хорошо владел техникой пилотирования, особенно на малых скоростях и малых высотах. Виктор Талалихин в совершенстве знал свой истребитель И-16 и доказал это в воздушных боях.

  В ночь на 7 августа 1941 г., когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, он, получив приказ, поднял свой «ястребок» в небо. Зайдя со стороны луны, на высоте 4800 м Талалихин обнаружил фашистский «Хейнкель-111», умело атаковал его и подбил правый мотор. «Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно, - рассказывал В. Талалихин на следующий день после боя.- Я продолжал атаки, повторил их до шести раз. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 м. И тут у меня кончились боеприпасы. Можно было преследовать врага и дальше. Но что толку? Он на одном моторе мог лететь еще довольно долго и все равно ушел бы. Оставалось одно - таранить...

  Решив винтом отрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют уже какие-нибудь 9 - 10 метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а всей машиной протаранил противника...»

  Это был первый ночной таран в небе Москвы.

  «Таранные удары советских истребителей устрашали врага, - писал прославленный летчик трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Они не были, конечно, как это пытались представить некоторые зарубежные авиационные специалисты, приемом борьбы, продиктованным отчаянием. Таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом летчиков-истребителей. Таран требовал виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва».

 ...Живет в Рязани Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан - единственный летчик, четырежды применивший таран в годы Великой Отечественной войны.

  В фондах Центрального музея Вооруженных Сил СССР хранится фронтовая листовка, рассказывающая о трех таранах летчика Ковзана. В ней говорится: «На первый таран двадцатилетний пилот пошел в 1941 г., когда он отстаивал родную Москву от налета вражеских стервятников. Стремительным ударом крыла немецкий самолет был сбит, а советский летчик Ковзан благополучно приземлился на своем аэродроме.

  Второй раз он таранил врага 21 февраля 1942 г. - в день своего рождения. И опять фашистский стервятник рухнул на землю, а бесстрашный истребитель Ковзан благополучно вернулся на базу.

  Третий таран Ковзан совершил в июле 1942 г. «Мессершмиттов» было два. Ковзан израсходовал весь боекомплект, но он решил победить и победил. Когда стервятники начали наседать, он пошел в лобовую атаку. Гитлеровец отвернул. Тогда Ковзан подставил плоскость самолета под крыло «мессершмитта». Подбитый стервятник врезался в землю...»

  В один из июльских дней 1943 г. эскадрилья советских самолетов возвращалась на свой аэродром. В только что закончившемся бою Борис Ковзан сбил фашистский самолет. Внезапно со стороны солнца на советские самолеты налетели 11 немецких истребителей. Завязался тяжелый воздушный бой. Борис сначала и не заметил, что его самолет горит. Кабина наполнилась дымом. Он открыл фонарь и уже хотел покинуть горящую машину, как заметил, что один из фашистов заходит ему в лоб. И тогда, крикнув своим по радио: «Иду на таран!», советский летчик бросил свой пылающий истребитель на врага. Огромная сила таранного удара вышвырнула летчика из кабины...

  24 августа 1943 г. товарищи поздравили Бориса Ковзана с присвоением ему звания Героя Советского Союза.




Категория: Оружие славы | Добавил: 08.10.2011
Просмотров: 3911 | Теги: самолет | Рейтинг: 0.0/0
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Copyright MyCorp © 2024