«СМЕРТЬ ФАШИЗМУ!»
Шел третий день Великой Отечественной войны. Над бухтой, где стояли корабли Северного флота, появился вражеский самолет-разведчик «Хейнкель-111». В составе группы перехвата вылетел и командир эскадрильи из 72-го смешанного Краснознаменного авиаполка старший лейтенант Сафонов. На максимальной скорости набрал высоту и пошел со своим ведомым наперерез врагу. Расстояние между самолетами сокращалось. Фашистский летчик, маневрируя, пытался уклониться от боя, но советский истребитель зашел сбоку, дал короткую очередь, затем, сблизившись с фашистским самолетом, другой меткой очередью «срубил» ему хвост. «Хейнкель» упал на прибрежные скалы и взорвался.
Этой победой Борис Феоктистович Сафонов открыл свой боевой счет. И счет этот был немалым. Недаром на своем самолете И-16 с заводским номером 28213-95 отважный летчик написал: «Смерть фашизму!»
На этом самолете он произвел 109 боевых вылетов и сбил 17 немецких бомбардировщиков и истребителей.
«...Фашистов, численно превосходящих нас в два, три раза, а то и в пять раз, бьем без промаха и с первого захода,- писал Борис Сафонов брату Евгению. - Когда будешь бить фашистскую сволочь, помни одно: всегда наступай, атакуй первым и не выходи первым из боя, потому что фашистские молодчики смелые тогда, когда ты им подставляешь спину...»
«Бить врага по-сафоновски» стало девизом всех летчиков-североморцев.
Противник рвался к Мурманску. Шли ожесточенные и упорные бои на суше, на море и в воздухе. Во время сентябрьских боев 1941 г. перед летчиками Северного флота была поставлена задача: прикрыть с воздуха перегруппировку наших войск в районе Мурманска.
15 сентября пятерка истребителей, ведомая Сафоновым, вылетела на выполнение боевого задания. Вышли в заданный район. Впереди по курсу североморцы заметили более 20 вражеских машин. Зайдя со стороны солнца, пятерка советских истребителей сомкнутым строем с короткой дистанции ринулась на врага. Сразу же были сбиты три «юнкерса». Затем Сафонов сбил еще один. Вражеские бомбардировщики поспешили уйти. Но в районе боя появилось до 20 фашистских истребителей. Сафонов снова собрал свою пятерку в кулак и ринулся на врага. Строй вражеских машин рассыпался. Однако, заметив, что советских истребителей всего пять, гитлеровцы попытались зажать наши самолеты в кольцо. Не удалось. Сафоновцы сбили еще один самолет, доведя общий счет до пяти.
В тот же день вечером советские истребители были вновь подняты по тревоге. Стремительность и натиск атакующих вызвали панику среди гитлеровцев. Пользуясь облачностью, советские летчики заходили в атаку с разных сторон. У врага создалось впечатление, что сражается большое количество советских истребителей. В разгар боя, когда Сафонов наносил меткий удар по очередному стервятнику, фашисты передали в эфир: «Мы окружены, спасайтесь» - и стали покидать поле боя. Семь североморцев вели бой с 52 самолетами врага и одержали победу! Сафонов сбил 2 самолета, его товарищи - 4.
16 сентября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру эскадрильи капитану Сафонову первому из летчиков-североморцев было присвоено звание Героя Советского Союза.
О славной победе сафоновцев газета «Красный флот» в передовой статье 18 сентября 1941 г. писала: «Этой победой советских соколов может гордиться весь флот как образцом мужества, отваги и прекрасного мастерства».
30 мая 1942 г. командир 2-го гвардейского истребительного полка подполковник Сафонов с летчиками Владимиром Покровским и Павлом Орловым вылетели на прикрытие союзного конвоя. Во время боя Сафонов поддерживал радиосвязь с командными пунктами своего полка и дивизии. Поэтому стали известны некоторые подробности этого боя.
«Двух рубанул! - передал Сафонов. - Бью третьего... Прикрой с хвоста... Готов третий!» Затем было принято последнее сообщение: «Мотор... Иду на вынужденную посадку».
Теряя высоту и скорость, Сафонов вел свой самолет к конвою. Не дотянув несколько миль до эсминца «Куйбышев», который полным ходом шел ему навстречу, истребитель врезался в воду. Б. Ф. Сафонов посмертно награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Это был первый дважды Герой Советского Союза среди летчиков нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
«ИДУ НА ТАРАН!»
Еще издали посетители Центрального музея Вооруженных Сил СССР видят этот необычный экспонат - обломки фашистского бомбардировщика со свастикой на хвосте. Он был сбит таранным ударом в ночном московском небе летчиком Виктором Талалихиным.
Многие прославленные советские летчики начинали свой боевой путь на И-16, сражаясь в Испании, Монголии, на фронтах Великой Отечественной. Они единодушны в мнении, что эта машина требовала от летчика высокой квалификации и подчинялась лишь тому, кто хорошо владел техникой пилотирования, особенно на малых скоростях и малых высотах. Виктор Талалихин в совершенстве знал свой истребитель И-16 и доказал это в воздушных боях.
В ночь на 7 августа 1941 г., когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, он, получив приказ, поднял свой «ястребок» в небо. Зайдя со стороны луны, на высоте 4800 м Талалихин обнаружил фашистский «Хейнкель-111», умело атаковал его и подбил правый мотор. «Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно, - рассказывал В. Талалихин на следующий день после боя.- Я продолжал атаки, повторил их до шести раз. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 м. И тут у меня кончились боеприпасы. Можно было преследовать врага и дальше. Но что толку? Он на одном моторе мог лететь еще довольно долго и все равно ушел бы. Оставалось одно - таранить...
Решив винтом отрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют уже какие-нибудь 9 - 10 метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а всей машиной протаранил противника...»
Это был первый ночной таран в небе Москвы.
«Таранные удары советских истребителей устрашали врага, - писал прославленный летчик трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Они не были, конечно, как это пытались представить некоторые зарубежные авиационные специалисты, приемом борьбы, продиктованным отчаянием. Таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом летчиков-истребителей. Таран требовал виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва».
...Живет в Рязани Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан - единственный летчик, четырежды применивший таран в годы Великой Отечественной войны.
В фондах Центрального музея Вооруженных Сил СССР хранится фронтовая листовка, рассказывающая о трех таранах летчика Ковзана. В ней говорится: «На первый таран двадцатилетний пилот пошел в 1941 г., когда он отстаивал родную Москву от налета вражеских стервятников. Стремительным ударом крыла немецкий самолет был сбит, а советский летчик Ковзан благополучно приземлился на своем аэродроме.
Второй раз он таранил врага 21 февраля 1942 г. - в день своего рождения. И опять фашистский стервятник рухнул на землю, а бесстрашный истребитель Ковзан благополучно вернулся на базу.
Третий таран Ковзан совершил в июле 1942 г. «Мессершмиттов» было два. Ковзан израсходовал весь боекомплект, но он решил победить и победил. Когда стервятники начали наседать, он пошел в лобовую атаку. Гитлеровец отвернул. Тогда Ковзан подставил плоскость самолета под крыло «мессершмитта». Подбитый стервятник врезался в землю...»
В один из июльских дней 1943 г. эскадрилья советских самолетов возвращалась на свой аэродром. В только что закончившемся бою Борис Ковзан сбил фашистский самолет. Внезапно со стороны солнца на советские самолеты налетели 11 немецких истребителей. Завязался тяжелый воздушный бой. Борис сначала и не заметил, что его самолет горит. Кабина наполнилась дымом. Он открыл фонарь и уже хотел покинуть горящую машину, как заметил, что один из фашистов заходит ему в лоб. И тогда, крикнув своим по радио: «Иду на таран!», советский летчик бросил свой пылающий истребитель на врага. Огромная сила таранного удара вышвырнула летчика из кабины...
24 августа 1943 г. товарищи поздравили Бориса Ковзана с присвоением ему звания Героя Советского Союза.