Конструктор А. С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» пишет: «...еще задолго до войны в воздухе шла незримая, упорная битва с противником за чертежными столами конструкторских бюро, в цехах заводов. Уже тогда решался вопрос: кто кого? Кто будет господствовать в воздухе в предстоящих схватках?» В ходе войны в КБ А. С. Яковлева был создан самолет Як-9. Это был легкий и маневренный истребитель в годы войны, имел мощное вооружение: 37-мм и 45-мм пушки. По скорости и вооружению он превосходил «Мессершмитт-109».
На Як-9 наши летчики совершили немало героических подвигов в воздушных боях. Летчик-испытатель Василий Алексеевич Зайцев из конструкторского бюро Яковлева рвался на фронт. Машину надо испытывать в бою, считал он. В июле 1943 г. он был направлен в 832-й истребительный авиационный полк, который перевооружался на новые самолеты Як-9. «Летчик-истребитель с отличной техникой пилотирования, - читаем в характеристике того времени. - Матчасть боевых самолетов знает отлично, штурманская подготовка отличная. Летает днем и ночью в любых метеоусловиях... Все боевые задания выполняет отлично. При его сопровождении штурмовики не имели потерь... В воздушных боях смел. Как опытный летчик, знания передает молодым. Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом». С января 1944 г. В. А. Зайцев командует авиаэскадрильей. 26 марта он вылетел во главе группы из восьми самолетов с задачей прикрыть наземные войска в районе Новый Путь, Горушко. На высоте 2500 м увидел две группы самолетов противника: 14 бомбардировщиков Ю-87 шли в сопровождении четырех ФВ-190. Истребители успешно атаковали - сбили четыре Ю-87. Наши летчики в этом бою потерь не имели. В тот же день во втором воздушном бою эскадрилья капитана Зайцева сбила четыре «фоккера». Напряженным для летчиков 832-го истребительного авиационного полка был май 1944 г. В эти дни еще ярче проявились мужество и боевое мастерство В. А. Зайцева. 16 мая он с четверкой истребителей прикрывал наши войска в районе станции Русаки. В воздушном бою с восемью ФВ-190 сбил два самолета, его товарищи В. Н. Бородаевский и В. И. Соловьев - по одному ФВ-190. Противнику удалось поджечь самолет Соловьева. Был подбит и самолет Зайцева, но он сумел дотянуть до своих и благополучно посадить Як-9. Тогда-то капитан Зайцев взял на память обломок бронестекла разбитого самолета и написал на нем короткий отчет о результатах воздушной схватки. Этот кусок бронестекла летчик подарил товарищам из конструкторского бюро А. С. Яковлева, где был создан Як-9. Сейчас его можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил СССР.