«Черная смерть!» - с ужасом говорили о штурмовике Ил-2 фашисты. «Летающий танк!» - восхищалась советская пехота. «Горбатый», - ласково называли его наши авиаторы. И не столько за некоторые признаки внешнего вида, сколько за его «выносливость» и ту тяжесть, которую он вынес во время войны на своем «горбу». Самолет-штурмовик Ил-2 создан конструкторским бюро, возглавляемым С. В. Ильюшиным. Машина впервые была поднята в воздух 12 октября 1940 г. летчиком-испытателем В. К. Коккинаки. В марте 1941 г. самолет пошел в серийное производство. Впервые в мировой практике коллективу конструкторов удалось удачно совместить такие характеристики, как масса, броня, вооружение и скорость. Ил-2 стал лучшим самолетом для непосредственной поддержки наземных войск и в наступлении, и в обороне. На нем наши летчики успешно вели борьбу с танками противника, применяя специальные противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ). Эти небольшие, весом 1,5 - 2,5 кг, бомбы кумулятивного действия прожигали броню танков и выводили их из строя. В боевом комплекте Ил-2 имел их до 200. «Илы» наносили точные бомбовые удары по водным переправам противника. Успешно применялись ПТАБ для ударов по аэродромам и кораблям врага. Советские летчики умело использовали боевые возможности самолетов Ил-2; но полки этих самолетов несли потери из-за отсутствия стрелка в задней полусфере. Поэтому с середины 1942 г. стали выпускать штурмовик в двухместном варианте. В 1943 г. вместо 23-мм пушек начали устанавливать более мощные 37-мм пушки. Во время Курской битвы штурмовики уничтожали фашистские танки кумулятивными бомбами и огнем пушек. Самолет обладал поразительной живучестью. Нередки были случаи, когда машины, имевшие свыше сотни пробоин, все-таки возвращались на аэродром. Поврежденные штурмовики многократно приземлялись на одном шасси или на фюзеляж на поле, на болото, на лед и на лес. Командир эскадрильи Ил-2 летчик-штурмовик капитан А. А, Карасев так отзывался о своей машине: «Самолет-штурмовик Ил-2 обладает невероятной живучестью. Однажды четыре «мессера» пикировали на мой самолет. Был пробит масляный радиатор... Я решил пойти на таран. Но фашисты увернулись. С трудом дотянул до своего аэродрома и не сел, а упал на него. Только в винте было 36 пробоин. В одной плоскости - 215, а в другой - так много, что и считать не стали... А долетел! Вот это машина!»